Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

BKM Holding заходит на поставки трамваев для Нижнего Новгорода

29 сентября 2022
Время чтения ~ 6 мин
Рендер трехсекционной низкопольной модели трамвая от BKM Holding
Рендер трехсекционной низкопольной модели трамвая от BKM Holding. Источник: BKM Holding
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 6 мин

Россия: С участием белорусского производителя планируется организовать выпуск 170 трамваев для Нижнего Новгорода в рамках концессии. В то же время у BKM Holding на данный момент в портфолио нет собственной серийной модели низкопольного трамвая.

Концессионное соглашение о модернизации инфраструктуры электротранспорта в Нижнем Новгороде подписали правительство региона и компания «Экологические проекты» (дочерняя структура Корпорации развития Нижегородской области). В официальном сообщении указывается, что планируется до 2026 года закупить 170 трамваев, а их производство организовать на российско-белорусском предприятии «Нижэкотранс» в городе Ворсма. «Современные вагоны станут удобнее для маломобильных категорий граждан и пассажиров с детьми», — сказал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

Согласно текущим данным из ЕГРЮЛ, 30% в «Нижэлектротрансе» составляет доля управляющей компании холдинга «Белкоммунмаш» (старое название, сейчас – BKM Holding). Еще 15% в совместном предприятии принадлежат самой компании «Экологические проекты», остальная доля у производителей автобусов Foxbus с заводом на 46 тыс. м2 в Ворсме и поставщика комплексных решений «АМБ Холдинг».

В рамках концессионного соглашения помимо закупок трамваев планируется также заменить 149,3 км путей, отремонтировать 15 тяговых подстанций и три трамвайных депо. В сообщении правительства региона отмечается, что на данный момент износ трамвайной инфраструктуры Нижнего Новгорода составляет более 80%, подвижного состава — 85%. Потребность в инвестициях в рамках концессионного проекта оценивается в 50,4 млрд руб., из которых государственная безвозмездная субсидия из федерального и регионального бюджетов составит почти 30%. «Уровень импортозамещения в проекте достигает 90%», — сообщает правительство региона.

Трамвай БКМ 84300М в Казани Трамвай БКМ 84300М в Казани. Источник: Дмитрий Кояш, transphoto.org

Основной продукцией BKM Holding являются троллейбусы, однако с 2000 года производитель выпускает и трамваи. Согласно сайту компании, всего ею поставлены на разные рынки 381 трамвай. По данным ПКТИ, МАП ГЭТ и Strategy Partners, в 2021 году в Россию BKM Holding поставил 5 трамваев (2% рынка): это была модернизация трамваев 71-605 для Новосибирска под модель БКМ 62103, проводилась на площадке «дочки» «БКМ-Сибирь». В целом модернизация для Новосибирска и была в последние годы основным бизнесом BKM Holding в России в трамвайном сегменте. Наиболее же крупную поставку новых трамваев в Россию BKM Holding осуществил в 2013-2014 годах для Казани – 20 трехсекционных трамваев модели БКМ-84300М (80% низкого пола), 13 трамваев модели БКМ 62103 и 8 машин модели Stadler 62103 (все с переменным полом).

Появление имени Stadler в названии последней модели связано с тем, что в 2012 году по указу Президента Белоруссии Александра Лукашенко «Белкоммунмаш» создал со швейцарским производителем совместное предприятие «Штадлер Минск», а в 2013 году под Минском был возведен завод под задачи производства продукции для рынков СНГ. В частности, на нем были выпущены полностью низкопольные трехсекционные трамваи «Метелица» (В85600М) для Санкт-Петербурга и города Кочабамба в Боливии. Осенью 2021 года один такой трамвай был направлен в украинский Харьков на испытания с прицелом на последующий серийный заказ.

Технические характеристики перспективных низкопольных моделей трамваев BKM Holding Технические характеристики перспективных низкопольных моделей трамваев BKM Holding (увеличить)

Своей серийной модели низкопольного трамвая у BKM Holding на данный момент нет. Их создание белорусский производитель анонсировал в 2021 году. В портфолио, представленном на сайте, как 100%-низкопольные модели заявлены односекционная машина 811, а также трехсекционные 856 и 85600М. В феврале 2021 года гендиректор компании Олег Быцко в интервью агентству «Минск Новости» сообщал, что предприятием разработана новая тележка для низкопольных машин – один из самых дорогостоящих и технически сложных элементов трамвая. Олег Быцко сам является одним из соавторов вступившего в действие в 2011 году патента «Белкоммунмаша» на моторную поворотную тележку для трамваев с низким уровнем пола.

Публичной информации о контрактации с BKM Holding на новые низкопольные машины ROLLINGSTOCK найти не удалось. Анонсированные летом поставки четырех трамваев в казахстанский Усть-Каменогорск, по данным издания «УстинкаLIVE», предполагают поставку модели 62103 с переменным полом, что подтверждает цена закупки в 202,9 млн тенге с НДС за трамвай (около 25 млн руб. по текущему курсу). Также ранее предполагался заказ на низкопольные трехсекционные трамваи для Минска и были определены технические требования к нему, однако на данный момент закупка не проводилась.

Чертеж тележки для низкопольного трамвая, запатентованный «Белкоммунмашем» в 2018 году Чертеж тележки для низкопольного трамвая, запатентованный «Белкоммунмашем» в 2011 году. Источник: ФИПС

В 2021 году 11 трамваев модели 71-415Р в ретродизайне в Нижний Новгород по контракту лизинга поставил «Уралтрансмаш» (входит в концерн «Уралвагонзавод»). В этой низкопольной машине применена тележка собственной разработки уральского предприятия. Также на тележках собственной разработки серийно выпускают трамваи Усть-Катавский вагоностроительный завод и крупнейший российский игрок ПК «Транспортные Системы», который, по данным SCI Verkehr, входит в топ-5 мировых производителей по объемам поставок в 2020-2022 годах. О продолжении разработок собственной низкопольной модели и соответствующей тележки в сентябре заявила также «Синара – Транспортные Машины».

В марте из-за санкций, введенных ЕС в отношении Беларуси на фоне ситуации на Украине, владелец Stadler Петер Шпулер заявил, что компания вынуждена переносить часть производства с завода под Минском в Польшу и Швейцарию, однако заинтересована в сохранении площадки.  На данный момент трамвай «Метелица» остается представленным в портфолио Stadler на официальном сайте. В свою очередь BKM Holding был включен в санкционные списки ЕС в июне.