ЕС: Внедрение цифровой автосцепки DAC на весь европейский парк из около 500 тыс. грузовых вагонов планируется начать в 2028 году. В то же время проект сталкивается с критикой от ряда перевозчиков из стран ЕС, указывающих на непроработанность этапов внедрения и высокую стоимость перехода на DAC.
Для стимулирования внедрения технологии в апреле был образован консорциум DAC-Fit во главе с немецким грузовым перевозчиком DB Cargo. Также в него вошла инжиниринговая компания K+V (Германия), немецкая ассоциация частных владельцев грузовых вагонов и вагонных депо VPI и 4 отраслевых института: Instytut Kolejnictwa (Польша), VÚKV (Чехия), BME ITS (Венгрия) и IML (Германия).
Перед DAC-Fit поставлена глобальная задача по разработке плана модернизации вагонного и локомотивного парка для установки DAC. Кроме того, K+V, Instytut Kolejnictwa, VÚKV и BME ITS должны провести технический анализ проекта, IML – разработать план его реализации, а VPI – провести оценку возможностей европейских вагонных сервисных центров для работы с DAC и необходимое количество сотрудников для обслуживания новой технологии. Консорциум получит финансовую поддержку в размере €1,5 млн от партнерства крупных перевозчиков и производителей Europe’s Rail, еще €1,9 млн внесут сами участники проекта.
Первый оснащенный цифровыми автосцепками грузовой поезд был представлен в начале апреля на конференции «Дни соединения Европы» в Брюсселе. Он проехал более 15 тыс. км по сети 9 европейских стран. На презентации член правления DB и генеральный директор DB Cargo Сигрид Никутта заявила, что новая технология успешно завершила испытания и готова к вводу в эксплуатацию.
Проработка идеи масштабного внедрения цифровой автосцепки DAC с автоматическим объединением подвижного состава, воздушных тормозных магистралей, электрических цепей и передачей данных началась в Европейском Союзе в конце 2010-х. Пилотный проект был представлен в 2020-м году, тогда же начались испытания. По итогам завершившегося в 2021 году первого этапа отобраны прототипы на основе автосцепки Шарфенберга от Dellner и Voith.
Ожидается, что внедрение DAC позволит повысить производительность железнодорожного транспорта в Европе за счет сокращения времени на операции, уменьшения доли ручного труда и увеличения скорости движения грузовых составов. По оценке консалтинговой компании Ernst & Young, проведенной по заказу Europe’s Rail в 2022 году, реализация проекта обойдется в €9 млрд, большую часть из которых планируется покрыть из фондов ЕС.
При этом критики проекта отмечают, что пока нет четкого графика внедрения DAC и его финансирования, а также недостаточно проработана техническая часть по оборудованию цифровыми автосцепками старых вагонов. Ряд частных перевозчиков опасается, что фактические затраты окажутся намного выше, а субсидии от ЕС будут недостаточными, что сделает переход на DAC непосильным для мелких компаний. Так, федерация ZNPK (объединение небольших польских перевозчиков) считает, что на реализацию проекта потребуется €15-20 млрд, а оценка перевозчиков из Чехии еще выше – €61 млрд.
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK