Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Болгария перезапускает масштабную закупку подвижного состава

29 декабря 2023
Время чтения ~ 4 мин
Электропоезда Siemens Desiro на сети национального перевозчика БДЖ
Электропоезда Siemens Desiro на сети национального перевозчика БДЖ. Источник: Martin Zahariev/flickr.com
Кречетов Дмитрий, приглашенный автор
Время чтения ~ 4 мин
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency

Болгария: Министерство транспорта, информационных технологий и коммуникаций страны изменит некоторые технические условия и критерии отбора участников после отмены трех из четырех объявленных в мае тендеров и низкого интереса к ним со стороны мировых производителей. 

Четыре тендера суммарной стоимостью почти 2,8 млрд левов без НДС (€1,43 млрд) включали поставку 35 одноэтажных и 7 двухэтажных электропоездов, 20 поездов push-pull и 18 маневровых локомотивов. Покупка предполагала софинансирование из фондов ЕС в рамках реализуемого в Болгарии плана восстановления и устойчивого развития NRSP.

Консультации с производителями проводились еще в прошлом году. Как тогда заявляли в болгарском ведомстве, свои предложения по участию в тендерах направили 32 компании. Однако в итоге от участия отказались Alstom, Siemens Mobility, Hyundai Rotem, Hitachi Rail и ряд других компаний. Как сообщили местному интернет-изданию Mediapool несколько экспертов железнодорожной отрасли, основная причина низкого интереса — чрезвычайно подробные технические требования к подвижному составу.

Например, в тендере на поставку 35 одноэтажных электропоездов за 1,1 млрд левов без НДС (€560 млн) было детально прописано расстояние между сиденьями, наличие специальных мест для велосипедов и детских колясок. Итогом стала приостановка закупки после жалобы Skoda Group в комиссию по защите конкуренции. Перезапуск с измененной технической документацией планируется в начале 2024 года.

Конкурс на поставку 7 двухэтажных электропоездов за 410 млн левов без НДС (€210 млн) был также приостановлен, но уже из-за жалобы со стороны Stadler. Компания считает, что Минтранс Болгарии не дал полных ответов на их вопросы и тем самым препятствовал их участию в процедуре. Но комиссия по защите конкуренции отклонила жалобу как необоснованную. После завершения всех юридических процедур ожидается возобновление закупки.

По причине несоответствия условиям тендера был отменен и тендер по поставкам 20 поездов push-pull. Заявки поступили от двух компаний: Talgo предложила поставить подвижной состав за 1,2 млрд левов без НДС (€622 млн), что на 17 млн левов (€8,7 млн) выше начальной цены, а CRRC наоборот снизила цену вдвое до 607 млн левов без НДС (€310 млн). Министр транспорта Болгарии Георгий Гвоздейков сообщил Mediapool, что планируется перейти к прямым переговорам с обоими участниками по улучшению предложений.

Единственный частично разыгранный тендер стоимостью 68 млн левов без НДС (€35 млн) был разбит на два лота: 9 аккумуляторных локомотивов и 9 контактно-аккумуляторных электровозов для работы в частично электрифицированных депо. Оба лота включают поставку, обслуживание в течении 15 лет и обучение персонала. На первый заявилась местная Express Service, предложив цену в 10,6 млн левов без НДС (€5,4 млн), в 1,5 раза ниже начальной цены. В настоящее время заявка признана соответствующей всем требованиям, начаты процедуры по заключению контракта.

По второму лоту также единственное предложение стоимостью 60,7 млн левов без НДС (€31 млн) поступило от консорциума «9 Шънтър» (9 Shunter) с участием китайской CRRC и немецкой Vossloh Rolling Stock (с 2020 года является «дочкой» CRRC). Оно было отклонено из-за несоответствия требованиям и превышения начальной максимальной цены на 9 млн левов (€4,6 млн). Новый конкурс с измененными условиями будет объявлен в начале 2024 года.

В болгарской прессе высказываются опасения, что затягивание конкурсных процедур может поставить под угрозу финансирование из европейских фондов и закупку нового подвижного состава, однако, по словам Георгия Гвоздейкова, на данный момент такого риска нет.

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK