Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Европа возвращается к идее маглева: теперь с интеграцией в ж/д инфраструктуру

6 сентября 2023
Время чтения ~ 4 мин
Рендер грузового вагона и поезда, работающих по технологии MagRail
Рендер грузового вагона и поезда, работающих по технологии MagRail. Источник: Nevomo
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 4 мин

Польша: Стартап Nevomo провел тесты тележки на пассивной магнитной подушке, которая смогла разогнаться до 135 км/ч на испытательном треке протяженностью 720 м поблизости города Нова‑Сажина. При этом накануне испытаний был также запущен масштабный исследовательский проект MaDe4Rail, получивший финансирование Еврокомиссии и направленный на изучение возможностей создания систем высокоскоростного маглева в Европе. В свою очередь Nevomo планирует начать коммерциализацию технологии с грузовых перевозок, уже сотрудничая с лизинговой компанией GATX.

В ходе испытаний, проведенных Nevomo, специальная тележка длиной 6 метров и весом 2 т развила скорость чуть более 70 км/ч и вошла в стадию левитации, оторвавшись от рельсов на 2 см. Время разгона от 0 до 100 км/ч составило 11 секунд. Заявляется, что во время тестов была продемонстрирована стабильная левитация и магнитное наведение на железнодорожной инфраструктуре.

Существующие сегодня маглев-системы требуют строительства отдельной дорогостоящей инфраструктуры и являются активными системами, то есть для обеспечения левитации необходимо напрямую подавать энергию на электромагниты как в самом транспортном средстве, так и на путях. В свою очередь Nevomo предлагает использовать пассивную технологию, получившую название MagRail — левитация является результатом движения маглев-поезда.

Концепция технологии заключается в модификации существующих железнодорожных путей и самого подвижного состава. Между рельсами размещается статор линейного двигателя, а его мотор вместе с магнитами прикрепляется к тележке вагона. Благодаря их взаимодействию транспортное средство приводится в движение или останавливается. По бокам от статора и за пределами рельсового полотна располагаются две левитационные балки, которые нужны для подъема вагона над поверхностью и его стабилизации.

Испытания тележки на пассивной магнитной подушке MagRail на треке. Источник: Nevomo/youtube

Nevomo была основана в апреле 2017 года студентами Варшавского технологического университета. Первая демонстрационная модель MagRail в масштабе 1:5 была показана в 2019 году, а год спустя начались ее испытания. На сегодняшний день инвестиции в разработку технологии составили €28,5 млн, включая €5,5 млн собственного капитала компании и €23 млн в виде грантов ЕС.

Первый шаг Nevomo намерена сделать в грузовых перевозках, внедрив первую версию MagRail уже в 2024 году. Соглашение о сотрудничестве с одним из крупнейших игроков рынка лизинга грузовых вагонов, компанией GATX, было заключено в мае этого года. В рамках него компоненты усилителя линейного двигателя MagRail Booster будут установлены на тележки грузовых вагонов, принадлежащих GATX, и также протестированы в Нова‑Сажине. Среди преимуществ технологии Nevomo называет возможность автономного движения отдельных вагонов или небольших составов на «последней миле» без использования локомотива.

Также, как говорит директор по разработке продуктов в Novomo Себастьян Калуц, стартап обсуждает возможность внедрения своей технологии с инфраструктурным итальянским оператором RFI, национальным французским перевозчиком SNCF и логистической Duisport. В перспективе стартап хочет разработать подвижной состав, который сможет развивать скорость 550 км/ч. Как сообщают польские СМИ со ссылкой на презентацию Nevomo, модернизация существующих высокоскоростных железнодорожных линий для такой скорости составит около €9-10 млн за 1 км.

На текущий момент реализация проектов по разработке и внедрению маглева в Европе остановилась в начале 2000-х, а главными драйверами развития технологии в последние годы является Китай, Япония и Южная Корея. Однако в июле состоялось первое заседание участников европейского научно-исследовательского проекта MaDe4Rail, направленного на изучения возможности интеграции систем высокоскоростного маглева в существующую железнодорожную инфраструктуру на континенте. Его продолжительность составляет 12 месяцев, а бюджет — €2,5 млн, из которых €1,5 млн финансируются Еврокомиссией в рамках научной инициативы Europe’s Rail, объединяющей в том числе крупных национальных и производителей подвижного состава. Проект MaDe4Rail реализуется в сотрудничестве с 16 европейскими партнерами, включая перевозчиков, инжиниринговые компании, университеты и исследовательские центры из 8 европейских стран. Координатором MaDe4Rail является RFI, с которым Nevomo в июне 2021 года подписала меморандум о взаимопонимании, предполагающий проведение ТЭО технологии MagRail на железнодорожной сети Италии.

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK