Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Indian Railways ищет поставщиков на 400 электропоездов Vande Bharat за $7 млрд

8 августа 2022
Время чтения ~ 6 мин
Электропоезд Vande Bharat первого поколения
Электропоезд Vande Bharat первого поколения. Источник: Гаджендра Ядав, indianexpress.com
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 6 мин

Индия: В июле национальный перевозчик объявил тендер стоимостью 300 млрд рупий ($3,7 млрд) на поставку 200 поездов Vande Bharat Express четвертого поколения и продлил прием заявок на конкурс, предусматривающий поставку 200 Vande Bharat Express третьего поколения за 260 млрд рупий ($3,3 млрд). Оба тендера предполагают поставку составов в шестнадцативагонном исполнении. В рамках проекта поезда Vande Bharat Индия постепенно развивает национальные компетенции по выпуску электропоездов.

Первые поколения поездов

Vande Bharat Express или Train 18 – это первый индийский электропоезд собственного производства, который был разработан в рамках программы локализации Make in India заводом Integral Coach Factory (ICF) в Ченнаи, являющимся производственным подразделением Indian Railways. На текущий момент в стране курсируют 2 таких поезда первого поколения, построенные в 2019 году. Их конструкционная скорость составляет 160 км/ч, однако из-за неготовности инфраструктуры сейчас эксплуатационная скорость Vande Bharat Express ограничена 130 км/ч.

Салон электропоезда Vande Bharat первого поколения Салон электропоезда Vande Bharat первого поколения. Источник: .livemint.com

Салон электропоезда Vande Bharat первого поколения Салон электропоезда Vande Bharat первого поколения. Источник: onmanorama.com

По состоянию на сегодня Indian Railways разыграла тендеры на поставку в общей сложности 102 поездов Vande Bharat, которые должны быть завершены к июню 2024 года. Первые 44 электропоезда второго поколения производятся силами самого перевозчика на заводах ICF, RFC в Капуртхале и MFC в Рай-Барели. Еще 26 поездов должна выпустить частная Medha Servo Drives (MSD).

В августе и сентябре два новых поезда Vande Bharat второго поколения, выпущенных на заводе ICF, должны отправится на испытания. Генеральный директор предприятия Ашок Агарвал сообщил, что на текущий момент стоимость производства одного поезда составляет от 1,1 до 1,2 млрд рупий ($14-15 млн), но с увеличением объемов выпуска она будет снижаться.

В то же время Indian Railways планируют содействовать дальнейшему развитию национального производства электропоездов. На развитие железнодорожного транспорта Индии выделены значительные средства из государственного бюджета, которые планируется направить в том числе на постройку еще 400 поездов Vande Bharat новых поколений.

Третье поколение Vande Bharat

Конкурс на поставку и 15-летнее техническое обслуживание еще 200 поездов Vande Bharat, но уже третьего поколения, был опубликован Indian Railways в апреле этого года. Поезд также должен разгоняться до 160 км/ч, однако будет включать один спальный вагон. Кроме того, его планируется оборудовать системой мониторинга технического состояния электрокомпонентов в режиме реального времени. Заявляется, что для третьего поколения будут разработаны облеченные тележки, а также новые трансформаторы и электродвигатели.

Недавно подведение итогов этого конкурса перенесли с июля на октябрь, так как заинтересованные компании просили предоставить им дополнительное время для оценки инвестиций в проект и подготовки предложений. Свое желание поучаствовать в тендере выразили 15 компаний, в том числе Alstom, Siemens Mobility, CAF, а также индийские MSD, Titagarh Wagons, Bharat Heavy Electricals, Jupiter Wagons, Texmaco и другие.

В тендерной документации прописано требование о производстве подвижного состава на заводах, принадлежащих Indian Railways (ICF и Marathwada Rail Coach Factory в Латуре). Также заказчик обязывает победителя конкурса модернизировать данные производственные площадки. На поставку подвижного состава ему дается 82 месяца (6,8 лет), при этом срок начала поставок в документации не прописан.

Производство электропоезда Vande Bharat второго поколения на заводе Integral Coach Factory Производство электропоезда Vande Bharat второго поколения на заводе Integral Coach Factory. Источник: indiatimes.com

Салон электропоезда Vande Bharat второго поколения на заводе Integral Coach Factory Салон электропоезда Vande Bharat второго поколения на заводе Integral Coach Factory. Источник: amarujala.com

В комментарии интернет-порталу Moneycontrol представитель министерства путей сообщения Индии сказал, что ведомство ожидает изготовления прототипа и запуска его в серийное производство в течение 18-20 месяцев (такое же количество времени заняла разработка первого поколения Vande Bharat).

Четвертое поколение Vande Bharat

Объявленный на днях конкурс на поставку четвертого поколения Vande Bharat разделен на два лота по 100 поездов в каждом. Предполагается, что эти поезда также будут комплектоваться спальными вагонами, но при этом они будут иметь максимальную скорость 200 км/ч, а корпус подвижного состава изготовят из облегченного алюминиевого сплава.

В первый год после заключения контракта заказчику должны быть поставлены минимум 30 поездов, во второй год – минимум 40, в третий и последующие – минимум 50. Тендер также включает пункт о техническом обслуживании подвижного состава в течение 35 лет, которое должно быть организовано в депо в Дели и Ченнаи. Подведение итогов запланировано на 25 ноября.

Одно из обязательных требований, прописанных в конкурсной документации, это выпуск подвижного состава на заводе Naveenikaran Karkhana в Сонипате (принадлежит Indian Railways). Победителю необходимо модернизировать данную площадку, увеличив ее производственные мощности. При этом в первый год ему разрешается произвести прототипы и 15 поездов на собственных площадках в Индии.

В комментарии Moneycontrol несколько правительственных чиновников сообщили, что конструкция поездов, планируемых к поставке в рамках перового и второго лота, будет различаться. Первая партия будет иметь распределенную систему питания, а вторая партия будет оснащена шарнирно-сочлененными тележками.

Предполагается, что третье и четвертое поколение Vande Bharat будут на 15-20% дороже по себестоимости относительно предшественников. Закладываемые сроки выпуска новых машин критикует бывший гендиректор ICF Судханшу Мани. По его оценкам, на создание нового поколения Vande Bharat потребуется около двух лет, а на производство всех 400 электропоездов в рамках двух последних тендеров – не менее 5-6 лет, что противоречит планам правительства страны выполнить контракты в течение ближайших трех лет.