Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Новая «Ласточка»

24 августа 2023
Время чтения ~ 5 мин
Электропоезд ЭС104-001
Электропоезд ЭС104-001. Источник: Уральские локомотивы
Время чтения ~ 5 мин

К концу года ожидается выход на железные дороги страны новой модели «Ласточки» – скоростного электропоезда постоянного  тока ЭС104. Он знаменует собой отправную точку в развитии целой линейки подвижного состава. Специалисты завода «Уральские локомотивы» (входит в холдинг «Синара – Транспортные Машины», СТМ) в рекордные сроки, всего за один год, спроектировали и изготовили новую модель электропоезда.

Опубликовано в альманахе «Тренды рынка подвижного состава» к международному железнодорожному салону «PRO//Движение.Экспо» 2023 года

Новые асинхронные двигатели обеспечивают быстрый разгон поезда до 160 км/ч и эффективное торможение с рекуперацией энергии в сеть. Особенностью является концентрация функционального комплекта тягового оборудования на моторном вагоне. На ранее выпускаемых «Ласточках» такой комплект устанавливался на головном и втором вагонах. В случае ЭС104 моторным является второй, а не головной вагон. На втором вагоне находятся токоприемник, быстродействующий выключатель, тяговый преобразователь с интегрированным сетевым фильтром, своим для каждой тележки (на ЭС2Г, например, дроссель фильтра был один на весь вагон и существовал отдельно от тягового преобразователя, что отнюдь не улучшало характеристики). На головном вагоне поезда ЭС104 остался преобразователь собственных нужд, который располагается на крыше. Такая компоновка оборудования позволяет установить в 5-вагонный состав три моторных вагона, обеспечив при необходимости повышение показателя ускорения с 0,7 до 1,1 м/с2.

Электропоезд ЭС104-001 на заводе «Уральские локомотивы» Электропоезд ЭС104-001 на заводе «Уральские локомотивы». Источник: Уральские локомотивы

В общей сложности в кооперации с «Уральскими локомотивами» задействовано порядка 160 поставщиков.

ЭС104 будет обслуживать как городские, так и пригородные маршруты, его составность варьируется от 4 до 12 вагонов. Базовая пятивагонная комплектация имеет 416 посадочных мест (у ЭС2Г «Стандарт», которая курсирует на Московском центральном кольце (МЦК), их было 346) и максимальную вместимость 1265 человек. Расширились в новом поезде и возможности для маломобильных граждан: для высадки и посадки теперь установлен специальный лифт-подъемник, предусмотрены площадки для инвалидных колясок и специализированные санитарные модули.

Поезд получил новую маску с улучшенными аэродинамическими свойствами и ряд изменений в дизайне интерьера. Так, цветовое оформление выдержано в спокойной серой гамме с акцентом на оранжевые противоскользящие поручни. Учитывая опыт эксплуатации ранее выпущенных «Ласточек», специалисты завода установили в салон новые более комфортные кресла, оснащенные USB-разъемами. Воздух теперь обеззараживается не только в салоне, но и в кабине машиниста, также появились площадки для кулеров. Количество туалетов увеличено с двух до трех, в них появились пеленальные столики. Видеокамеры, количество которых увеличено до 48, теперь охватывают все «слепые» зоны поезда и будут сохранять запись в течение 30 дней. Еще в новом поезде появились дополнительные багажные стеллажи общим объемом 1890 л.

Интерьер электропоезда ЭС104 Интерьер электропоезда ЭС104. Источник: Уральские локомотивы

Весной 2023 года, незадолго до того как сошел с конвейера первый ЭС104, между СТМ и РЖД был подписан контракт на закупку 22-х составов в пятивагонном исполнении. По его условиям, поставки стартуют в ноябре, сразу после приемочных и сертификационных испытаний поезда. Перед отправкой на полигон ВНИИЖТ в Щербинку поезд ЭС104-001 был представлен на международной промышленной выставке «Иннопром». Объявлено, что 13 поездов из новой партии будут курсировать по дорогам Урала.

Развитие линейки

За ЭС104 вскоре последуют другие серии «Ласточек», планируется выводить на рынок по одной модели в год. Так, в 2024 году предполагается запустить в производство двухсистемный электропоезд ЭС105, рассчитанный на межрегиональное сообщение в пределах 700 км по линиям с постоянным и переменным током. В пятивагонном составе на 335 мест анонсирован повышенный уровень комфорта: откидные спинки кресел с уровнем наклона до 17 градусов, заказ блюд и напитков онлайн, кулер в каждом вагоне, расширенный объем багажных стеллажей, опционально — секции для велосипедов, лыж и сноубордов. Взамен светодиодных панелей установят LCD-мониторы с информационно-развлекательным контентом. Пассажиры смогут открывать межвагонные двери нажатием кнопки, а перед сервисным персоналом створки будут распахиваться автоматически. В головном и пятом вагонах разместятся кухонные зоны.

На 2025 год намечено изготовление гибридного электропоезда ЭС105А, обладающего всеми достоинствами предыдущей модели. При его оснащении одним аккумуляторным модулем запас автономного хода на неэлектрифицированных участках достигнет 60 км, с двумя модулями — вырастет уже до 125 км. По расчетам проектировщиков, в эксплуатации ЭС105А будет на 9% экономичнее, чем вариант с подцеплением электропоезда к тепловозу, а также будут отсутствовать выбросы СО2.

Наконец, в 2026 году должен увидеть свет новый поезд и для МЦК. Как заявляется, новый подвижной состав призван повысить пассажирооборот кольцевой линии.