Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

В Великобритании завершены испытания поезда, модернизированного под водород

18 октября 2022
Время чтения ~ 3 мин
Водородный поезда класса 614 в Великобритании
Водородный поезда класса 614 в Великобритании. Источник: 47soton.co.uk
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 3 мин

Великобритания: Финальный этап тестирования поезда, переведенного с электрической тяги на топливные элементы, прошел в сентябре на железной дороге необщего пользования Bo’ness and Kinneil в Шотландии. Он включал демонстрационные поездки и серию семинаров для определения будущей стратегии снижения углеродного следа железных дорог страны.

Проект Zero Emission Train стартовал в феврале 2020 года. Он предполагал модернизацию электропоезда класса 314, который был выпущен в 1979 году компанией British Rail Engineering для пригородного перевозчика ScotRail и выведен из эксплуатации в конце 2019 года. Проект был нацелен на изучение возможности использования водорода в качестве топлива для поездов в рамках обязательства ScotRail прекратить использование дизельного топлива к 2035 году. Компании предстоит разработать нормативную документацию по использованию водородных топливных элементов на пассажирском подвижном составе, отладить цепочку поставок, включая обеспечение водородом и создание заправочной инфраструктуры

На первом этапе исследовательской группой Hydrogen Accelerator из университета Сент-Эндрюса был разработан проект модернизации поезда. На втором этапе за его реализацию взялась сервисная компания Brodie Engineering, с которой был заключен контракт стоимостью почти €2,5 млн.

Финальный этап испытаний водородного поезда класса 614. Источник: Университет Сент-Эндрюса, youtube.com

В рамках модернизации под двумя головными вагонами поезда были размещены топливные элементы американской Ballard мощностью 70 кВт каждый и резервуары для хранения водорода британской Luxfer. Отмечается, что выработанное топливным элементом тепло можно использовать для обогрева салонов: это не окажет влияния на запас хода. В свою очередь под промежуточным вагоном, где ранее был преобразователь, установили четыре блока литий-титанатных батарей японской Toshiba мощностью 60 кВт каждая и сроком службы не менее 7 лет. Они призваны увеличивать мощность поезда при трогании с места или движении в гору. Из-за нехватки места в подвагонном пространстве объем резервуаров позволяет хранить только 80 кг водорода под давлением 350 бар (35 МПа), что достаточно для поездок на короткие расстояния. В перспективе планируется установить дополнительные баки внутри вагонов, поскольку размещение их на крыше будет нарушать действующие в стране стандарты по высоте поезда.

Увеличенный вес поезда из-за добавления новых компонентов тщательно контролировался, чтобы не допустить превышения максимально допустимой нагрузки на ось. В частности, для этого были заменены старые электродвигатели на новые более легкие трехфазные переменного тока с постоянными магнитами от американской Dana.

Подвижной состав снабжается водородом от мобильной заправочной станции, которая в том числе включает в себя электролизер, способный производить 20 кг водорода в день при давлении 30 бар. Разработчики заявляют, что этого количества было достаточно для целей проекта.

Модернизированный демонстрационный поезд получил обозначение класс 614. В настоящее время нет планов его дальнейших испытаний на магистральных линиях, хотя руководители проекта подчеркивают, что такая возможность есть.