Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Новые путевые машины – драйвер снижения издержек РЖД

29 марта 2022
Время чтения ~ 7 мин
Работа щебнеочистительной машины ЩОМ-2000
Работа щебнеочистительной машины ЩОМ-2000. Источник. Группа ПТК
Белоусов Игорь, ведущий технолог Управления технологий и методов производства работ, Группа ПТК
Время чтения ~ 7 мин

Россия: Новая путевая техника позволяет кратно повысить выработку при ремонте путей и может быть одним из инструментов сокращения издержек РЖД в складывающихся новых экономических условиях.

Рост перевозок требует новых технологий

Развитие железных дорог всегда было связано с нахождением компромиссов между путейцами и движенцами в части работы инфраструктуры. Движенцам надо выполнять план перевозок, а путейцам нужны технологические окна, чтобы содержать инфраструктуру в исправном состоянии и обеспечивать безопасность движения.

До 1992 года движение поездов на железных дорогах было очень интенсивным: на отдельных направлениях сети грузонапряженность достигала до 140-150 млн т-км брутто/км в год. Ремонтировать путь в таких условиях было крайне затруднительно. Путь ремонтировали по традиционной «оконной» технологии, а с 2000-х годов – в режиме закрытого перегона, где это позволяла поездная обстановка. Выработка увеличилась, но извечная борьба движенцев и путейцев за перевозки и «окна» не прекратилась.

Средняя грузонапряженность сети железных дорог в 2020 году достигла уровня 38,3 млн т-км брутто/км в год с тенденцией роста к 2025 году на 20-60%, что, по прогнозу аналитиков, повлечет уменьшение количества технологических окон на 30-50% и снижение времени «окна» на 20-50%.

Такой рост перевозок требует от инфраструктурного комплекса разработки новых технологий для того, чтобы резко повысить выработку, сократить срок ремонта пути и обеспечить необходимую пропускную способность. Весной 2017 года на Западно-Сибирской железной дороге сети РЖД при капитальном ремонте пути 1-го уровня была достигнута выработка 1,8 км/сутки. В том же году в октябре на перегоне Бутылицы – Кондаково Горьковской железной дороги достигнута выработка 3 км/сутки. За двое суток по технологии закрытого перегона была выполнена реконструкция 6 км. В ремонтных работах было задействовано 239 монтеров пути, 60 машинистов, 18 сигналистов, 23 локомотива, укладочные краны, щебнеочистительная и выправочная техника.

В декабре 2021 года на Северной железной дороге на перегоне Шеломово – Шексна-1 за восьмичасовое «окно» были уложены и введены в оптимальную температуру закрепления рельсовые плети бесстыкового пути на протяжении 6,4 км, что явилось рекордом для путейцев дороги. Однако такой объем работ потребовал привлечения 340 монтеров пути из 12 структурных подразделений и техники: 3 укладочных кранов, рельсосварочной машины и трехъярусного рельсовозного состава. Работы выполнялись при температуре –10°С, принудительный нагрев рельсовых плетей велся четырьмя нагревательными установками инженера Зубова.

Эти примеры показывают, что перечисленные решения требуют значительных трудовых и финансовых затрат для того, чтобы обеспечить ремонт в рамках предоставляемого технологического окна.

Потребность в новой путевой технике

По данным РЖД, с учетом выбытия по сроку службы и приобретения в 2021 году парк путевой техники национальной железнодорожной компании России на начало 2022 года составил 5,3 тыс. единиц с износом 61%. Ранее, в 2008-2021 годах, была проведена оптимизация количества путевых машинных станций: их количество сократилось с 169 до 99 (на 41%). Профильный персонал сократился с 53,3 тыс. до 34,5 тыс. человек (на 35%).  При этом постоянный штат монтеров путевых машинных станций составляет порядка 10 тыс. человек, а в сезон путевых работ дополнительно привлекается еще 5 тыс.

Выполнение объемов ремонта пути, предусмотренных проектом «Программы поэтапного вывода путевого комплекса ОАО «РЖД» на нормативный уровень до 2030 года с прогнозом до 2035 года» (далее – Программа), существующим парком изношенной техники и явно недостаточным контингентом представляется проблематичным. Помимо титульных участков ремонта путевые машинные станции привлекают на объекты по титулу департаментов капитального строительства (ЦУКС) и управления движением (ЦД), что приводит к дополнительному увеличению загрузки.

Становится очевидным, что для выполнения Программы необходимо внедрение высокопроизводительной техники, способной выполнять ремонт пути, в том числе с укладкой подбалластного защитного слоя, и в таком количестве, которое обеспечило бы максимальную продолжительность жизненного цикла пути с минимальными затратами на эксплуатацию.

Растущий объем перевозок на сети железных дорог обязывает к ужесточению требований при эксплуатации инфраструктуры и при производстве ее ремонта. Основными требованиями являются:

    • внедрение инновационных технологий производства работ, преимущественно геоинформационных, на базе новой высокопроизводительной техники;
    • повышение производительности новых путевых машин и качества выполнения работ;
    • сокращение количества и продолжительности технологических окон, повышение пропускной способности отремонтированного участка сразу же после завершения работ (скорость движения поездов – не менее 100 км/ч).

В настоящее время на ремонтно-путевых работах в большом объеме используется ручной труд и устаревший парк путевых машин, что не позволяет увеличить выработку. Так, по результатам 2021 года средняя выработка составила:

    • на капитальном ремонте 1-го уровня с созданием подбалластного защитного слоя – 0,56 км/сутки;
    • на капитальном ремонте 3-го уровня – 1,9 км/сутки;
    • на среднем ремонте – 1,5 км/сутки.

Выправочно-подбивочно-отделочная машина ВПО-С Выправочно-подбивочно-отделочная машина ВПО-С. Источник: Группа ПТК

Производительность нового поколения

Внедрение новой техники позволит кратно увеличить эти показатели, обеспечив как повышение грузонапряженности, так и снижение затрат на обслуживание пути. Такой задаче уделяется внимание на государственном уровне: Минпромторг России совместно с РЖД сегодня стимулируют машиностроительные предприятия к созданию высокопроизводительных путевых машин, обеспечивающих выработку до 10 км/сутки.

Повышение производительности обеспечивается внедрением новых для отрасли решений. В качестве примера можно привести работу комплекса новых машин – щебнеочистительной ЩОМ-2000 и выправочно-подбивочно-отделочной ВПО-С: их применение повышает выработку на любом виде ремонта до 7,25 км/сутки, при этом общая выработка в «окно» составляет 4,95 км/сутки. Другой пример – рельсоукладочный комплекс РУ-700 – позволит увеличить производительность работ по укладке и вводу рельсовых плетей в оптимальную температуру до 12,8 км/сутки при общей производительности в «окно» от 5,12 км/сутки.

График производства работ по очистке балластной призмы комплексом ЩОМ-2000 График производства путевых работ по очистке балластной призмы комплексом ЩОМ-2000 (увеличить). Источник: Группа ПТК

График производства работ по укладке рельсовых плетей комплексом РУ-700 График производства путевых работ по укладке рельсовых плетей комплексом РУ-700 (увеличить). Источник: Группа ПТК

Таких примеров много: за последние годы только Группа ПТК создала в интересах РЖД целый ряд моделей перспективной путевой техники. Машиностроители сделали свой ход, и теперь время за шагом со стороны заказчика и регулятора в виде сохранения планов закупок и актуализация нормативной базы под современные технические решения.

Высокопроизводительная техника позволяет реализовать принципиально новые технологии ремонта пути, гарантирующие безопасность движения поездов, сокращение трудовых и финансовых ресурсов. По предварительным расчетам, применение новых технологий и путевых комплексов позволяет увеличить межремонтные сроки с 5 до 8 лет, что даст значительный экономический эффект в обслуживании инфраструктуры. Новые экономические условия требуют сокращения издержек, и новые машины соответствуют этой задаче.

Автор: Игорь Белоусов, ведущий технолог Управления технологий и методов производства работ, Группа ПТК