Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

В Центральной Азии традиционный рынок сбыта российского подвижного состава под угрозой из-за санкций

6 марта 2024
Время чтения ~ 3 мин
Грузовой тепловоз ТЭ33А на станции Костанай-Северный
Грузовой тепловоз ТЭ33А на станции Костанай-Северный. Источник: skystyle/railgallery
Поликарпов Александр, управляющий партнер по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 3 мин

Об этом свидетельствует ряд событий, произошедших в последнее время.

В частности, китайская CRRC постепенно выходит на рынок производства локомотивов ЕАЭС. В конце февраля она заключила соглашение о сотрудничестве с казахстанским государственным фондом национального благосостояния «Самрук-Казына». Это соглашение пока носит только стратегический характер без конкретики. Однако в рамках встречи было отмечено, что Казахстан заинтересован в глубокой локализации производства локомотивов и в создании сервисных центров обслуживания техники.

В краткосрочной перспективе можно ожидать появления завода CRRC по выпуску локомотивов в Казахстане на фоне анонсированного в 2023 году крупного заказа. Скорее всего, уровень локализации будет низким, так как иностранные производители не стремятся к высокому уровню локализации на территории Казахстана, а местные власти идут на такие условия. Например, Alstom за 10 лет работы в стране достигла уровня локализации электровозов в 31% и планирует довольно скромное его увеличение в перспективе.

На казахстанской площадке китайский производитель может наладить выпуск локомотивов с сертификатами ЕАЭС и ему также откроется и российский рынок. Более того, CRRC на этих мощностях может наладить и выпуск иных родов подвижного состава – электропоездов, поездов метро, пассажирских вагонов локомотивной тяги. Наличие сертификатов ЕАЭС позволит ей поставлять эту продукцию во все страны единого пространства. Возможно, в связи с этим риском стоит притормозить принятие единого технического регламента по трамваям…

В целом Казахстан активно заменяет российских партнеров на иностранных. Очень показателен кейс продажи активов «Тулпар Тальго», история развивалась с 2019 года: российский производитель предлагал более выгодные условия по сравнению со Stadler, но казахстанская сторона очень хотела иметь в партнерах швейцарскую компанию. В результате на фоне текущей геополитической обстановки в 2022 году было принято решение о передаче завода «Тулпар» Stadler вместе с большим заказом на пассажирские вагоны локомотивной тяги.

Как уже отметил выше, Alstom планирует расширять свое присутствие на рынке Казахстана и Центральной Азии, одна из магистральных целей развития Stadler – также расширение позиций на этом рынке. Наращивает свое присутствие в регионе и Wabtec. На фоне усиления позиций многих игроков на этом рынке российские производители ограничены политическим и санкционным давлением. В целом активизация иностранных игроков как раз и вызвана искусственными внешними ограничениями работы российских производителей на своем традиционном рынке Центральной Азии.

Если российские компании не смогут перевернуть ситуацию в течение 1-2 лет и им не окажет существенную поддержку Правительство РФ (ведь главный «продажник» подвижного состава на экспорт – это государство), то они потеряют рынок Центральной Азии. А с наличием сертификатов ЕАЭС иностранные производители в среднесрочной перспективе выйдут и на российский рынок.

Автор: Александр Поликарпов, управляющий партнер по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency. Авторский канал в Telegram @polikarpov_rollingstock

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK