Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Железнодорожный транспорт: результаты импортозамещения 2022-2023

19 декабря 2023
Время чтения ~ 8 мин
Железнодорожный транспорт: результаты импортозамещения 2022-2023
Поликарпов Александр, управляющий партнер по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 8 мин

Россия: К прошедшему 15 декабря IV Железнодорожному съезду аналитическая команда ROLLINGSTOCK выпустила информационно-аналитический отчет о текущем статусе проектов по импортозамещению в отрасли. На 88 страницах представлен системный обзор совместной работы государства, РЖД, производителей подвижного состава и комплектующих по достижению технологического суверенитета в условиях беспрецедентного внешнего давления в 2022-2023 годах.

Издание ROLLINGSTOCK включает анализ подходов к импортозамещению и уровня технологического суверенитета, достигнутого по состоянию на сентябрь 2023 года. В подготовке обзора было использовано более 180 открытых источников информации, получены дополнительные комментарии от игроков отрасли.

Полная версия отчета «Железнодорожный транспорт: результаты импортозамещения 2022-2023» в PDF

Содержание работы


I. О необходимости ускорения процесса импортозамещения в 2022 году

На протяжении многих лет велась системная работа по импортозамещению продукции зарубежного производства, чему способствовала сохранившаяся производственная и конструкторская база, а также значительный заказ со стороны РЖД. Однако возникшее в 2022 году беспрецедентное санкционное давление на экономику и промышленность России потребовало от производителей оперативно ускорить планы, при этом обеспечив бесперебойную работу ранее поставленной техники.

Раздел включает обзор нарастающей динамики ввода рестрикций и ограничений для экономики России, а также шагов государства и отрасли по противодействию им.

II. Российский опыт импортозамещения и локализации производства железнодорожной продукции с 2010 по 2021 годы

Российское железнодорожное машиностроение за последнее десятилетие прошло большой путь: от активной интеграции и кооперации с ведущими мировыми машиностроителями до локализации критических иностранных комплектующих и создания собственных производств компонентной базы. Вектор на суверенизацию подвижного состава был значимым и системообразующим в государственной политике, а также в планах развития эксплуатантов и производителей. Работа по созданию суверенной техники и компонентов шла постоянно с акцентом на задачу внедрять российский подвижной состав, не уступающий и превосходящий мировые аналоги.

Раздел содержит ретроспективный взгляд на промышленную политику в отрасли, оценку роли РЖД в обеспечении локализации железнодорожной техники, обзор результатов импортозамещения до 2022 года.

III. Железнодорожные перевозки и выпуск продукции железнодорожного машиностроения в России в 2022-2023 годах

В последние два года на железные дороги России было оказано колоссальное давление. Переориентация транспортных потоков привела к максимальному использованию провозной способности инфраструктуры на наиболее востребованных южных и восточных направлениях. Внешние ограничения нарушили устоявшиеся кооперационные связи, маршруты перевозок грузов и привели к снижению объемов экспортно-импортных перевозок с недружественными странами, а также к ограничению доступа к компонентой базе для подвижного состава. Несмотря на это железнодорожный транспорт и машиностроение смогли сохранить устойчивое функционирование отраслей с допустимым снижением количественных показателей работы.

В разделе представлена оценка основных факторов влияния на отрасль в 2022-2023 годах, анализ динамики перевозки грузов и пассажиров, а также производства железнодорожной продукции.

IV. Роль государства в реализации программ импортозамещения на железнодорожном транспорте в 2022-2023 годах

В условиях санкционного давления была оперативно развернута государственная система антикризисного управления для быстрого и эффективного реагирования на изменения внешних и внутренних условий. Железнодорожный транспорт и транспортное машиностроение стали одними из приоритетных направлений поддержки и стимулирования экономики России. Высокое внимание к отрасли нашло отражение в применении широкого спектра мер и инструментов государственной поддержки, что положительно сказалось на реализации инфраструктурных проектов и выпуске подвижного состава.

Раздел включает обзор ключевых мер государственной поддержки железнодорожного машиностроения, введенных за последние годы.

V. Роль РЖД в систематизации деятельности производителей и в достижении технологического суверенитета на железнодорожном транспорте в 2022–2023 годах

РЖД — основной заказчик продукции железнодорожного машиностроения в России, который работает со всеми производителями подвижного состава. Компания системно стимулирует развитие железнодорожной техники под свои перспективные потребности, при этом технологический суверенитет является одним из базисов работы железнодорожного перевозчика. В 2022 году совместно с производителями и государством РЖД вело ускоренную работу по импортозамещению компонентой базы, координируя и направляя этот процесс.

Раздел описывает организацию работы в РЖД по импортозамещению в подвижном составе.

VI. Результаты импортозамещения и достижения технологического суверенитета на железнодорожном транспорте в 2022–2023 годах

Ограничения на поставки основных узлов и агрегатов для производства подвижного состава осложнили ситуацию на железнодорожном транспорте и в транспортном машиностроении. Однако были оперативно перестроены производственные процессы и ускорено импортозамещение компонентной базы. В 2022–2023 годах не произошло снижения выпуска производства подвижного состава или кардинального снижения качества выпускаемой продукции.

Раздел включает обзор мероприятий по импортозамещению в направлениях тягового подвижного состава, пассажирского вагоностроения, путевой техники.

VII. Примеры новых моделей подвижного состава 2022-2023 годов

Разработка большинства новых моделей подвижного состава, презентованных в 2022-2023 годах, началась несколько лет назад. Однако вызовы 2022 года потребовали от производителей ускорить работы по созданию суверенной техники, а также пересмотреть ее конструкцию для использования максимально возможной импортонезависимой компонентной базы. В результате к концу 2023 года уже представлены, сертифицированы и эксплуатируются новые модели магистральных и маневровых локомотивов, электропоездов и путевой техники.

Раздел содержит информационные профили по 13 моделям подвижного состава, включая локомотивы, электропоезда и путевые машины.

VIII. Мнения участников рынка о текущих результатах импортозамещения и перспективах

Новые вызовы и задачи в последние два года вставали перед отраслью почти в ежедневном режиме. Каждый производитель выбирал собственный путь, направленный на наиболее оптимальную работу в кризисный период. В целом крупнейшие участники рынка — РЖД, производители подвижного состава и комплектующих — оперативно отреагировали на новые вызовы, проводя при поддержке государства необходимую системную работу по обеспечению технологического суверенитета.

В раздел вошли комментарии представителей РЖД, «Трансмашхолдинга», Группы Синара, Группы ПТК, ГК «Ключевые системы и компоненты» и Союза «Объединение вагоностроителей».

IX. Перспективы развития в новых геополитических условиях

Железнодорожный транспорт и железнодорожное машиностроение справились с первой агрессивной волной санкционного давления. Однако внешние условия работы кардинально изменились. Теперь перед отраслью стоит глобальная задача по оперативному достижению суверенизации производства и обслуживания подвижного состава, кроме того, необходимо продолжить динамичное развитие по актуальным направлениям. В целом перед железными дорогами России стоят новые вызовы, но и открываются новые возможности.

Раздел включает обзор публично заявленных приоритетов государства и РЖД в направлениях технологического развития, а также оценку стоящих перед отраслью вызовов.

Полная версия отчета «Железнодорожный транспорт: результаты импортозамещения 2022-2023» в PDF


Изучите также:

— Инфографика «Железнодорожное машиностроение России». Ознакомиться

— Выручка и заказы в железнодорожном машиностроении: обзор итогов 2022 года. Ознакомиться

— Экспресс-обзор «Мировой рынок подвижного состава: обзор финансовых результатов крупнейших производителей в 2021 году. Вызовы 2022 года для России и мира» (2022 год). Ознакомиться

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK