Украина: В Днепр, Запорожье, Одессу, Киев и Каменское в прошлом году суммарно было доставлено 55 трамваев, что на 41% больше, чем в 2020 году, когда эти города получили 39 трамваев. Такие оценки представил ресурс AllTransUA.
ИЗМЕНЕНО: Уточнена информация в части возможных поставок трамваев производства Stadler Rail для городов Украины.
Лидером закупок стал Днепр, который приобрел у немецкого Лейпцига в лизинг 20 б/у трамваев Tatra T4D-M, произведенных чешской ČKD в 1980-х и модернизированных в середине 1990-х. Сейчас в городе эксплуатируется около 50 трамваев данной серии, поставки которых начались с 2011 года.
Также подержанный подвижной состав закупало Запорожье: в прошлом году в рамках реализации программы «Запорожский трамвай» по обновлению трамвайного парка город купил у немецкого Берлина за 39,6 млн грн (около $1,4 млн) 12 сочлененных трамвайных вагонов Tatra KT4 4D, произведенных чешской ČKD не ранее 1980 года. Также в депо городского перевозчика «Запорожэлектротранс» был собран один частично низкопольный односекционный трамвай Т3-КВП. Основой машин служат кузова чешских трамваев Tatra T3 и корпуса производства украинской «Политехносервис». Кроме этого, подвижной состав оборудован новыми или капитально отремонтированными тележками от Tatra T3 и системой управления, разработанной чешской Cegelec TV-Progress. Всего за все время действия программы «Запорожский трамвай» с 2017 года в городе было выпущено 14 трамваев и приобретено у европейских перевозчиков 25 б/у трамваев.
Еще 3 б/у вагона Tatra T6A5 поступило в Каменское из чешской столицы Праги.
Трамвай T3-КВП «Одиссей» производства 2021 года на улицах Запорожья. Источник: Pikalisi TV, transphoto.org
В свою очередь в Одессе продолжилась сборка трамвайных вагонов на производственных мощностях городского перевозчика «Одесгорэлектротранс». В 2021 году в эксплуатацию было введено 5 частично низкопольных односекционных и 1 трехсекционный трамвай T3-КВП «Одиссей». Данная модификация была разработана специально для Одессы и отличается от Т3-КВП удлиненным на одну оконную секцию кузовом, новым дизайном интерьера и экстерьера.
Столица страны – Киев – в 2021 году получила в общей сложности 10 трамваев. В рамках выполнения контрактов, заключенных в 2019-2020 годах, в город были доставлены 6 низкопольных трехсекционных трамваев 71-414К-2 (Fokstrot) польской Pesa и 1 пятисекционный трамвай T5B64 украинского «Электрона», также с полностью низким полом.
В дополнение к этому Киев получил 3 низкопольных трехсекционных трамвая К1Т306 украинской «Татры-Юг». Также в Львов поступило 3 пятисекционных трамвая «Электрон» T5L64. Оба контракта финансируются за счет средств Европейского инвестиционного банка (ЕИБ).
Трамвай «Электрон» T5L64 на улице Киева. Источник: Dan.V, transphoto.org
Ряд поставленных трамваев ранее серийно не производился. Так, трехсекционный низкопольный трамвай К1Т306 был разработан украинской «Татрой-Юг» специально для участия в тендере Киева. Он имеет длину 26 метров, может вмещать до 300 пассажиров и располагает 57 местами для сидения. В свою очередь узкоколейный трамвай «Электрон» T5L64 является первым полностью низкопольным трамваем, произведенным в стране. Он изначально был разработан в 2012 году для Евпатории, однако городская администрация отказалась от его приобретения. В то же время в 2013 году «Электрон» выпустил прототип, однако до серийного выпуска пришлось ждать несколько лет. Только в сентябре 2020 года городской перевозчик «Львовэлектротранс» заказал 10 трамваев данной серии. Максимальная пассажировместимость трамвая – 250 человек, количество мест для сидения – 58. Вагон имеет сниженный уровень вибрации и шума, автоматические системы смазки реборд колес на кривых участках для увеличения срока службы пути, В режиме торможения предусмотрена возможность рекуперации электроэнергии в контактную сеть (экономия электроэнергии, по заявлению производителя, составляет до 40%).
Трамвай В85300М «Метелица» на испытаниях на улицах Харькова. Источник: kharkov.comments.ua
Стоит отметить, что осенью 2021 года в Харьков для прохождения испытаний также прибыл низкопольный трехсекционный трамвай В85300М «Метелица», который серийно выпускает швейцарская Stadler Rail в Беларуси. В последние месяцы обсуждались вопросы их закупки с локализацией производства на территории Украины, однако конкретных шагов на данный момент предпринято не было.
В то же время стало известно, что Stadler Rail подала заявку на участие в конкурсе по поставкам 18 низкопольных трехсекционных трамваев для Днепра и Кривого Рога, однако она была отклонена c требованием устранить несоответствия до 29 декабря 2021 года. В свою очередь заявки двух других участников – «Татры-Юг» и торгового дома УКВЗ-Украина (дилер российского Усть-Катавского вагоноремонтного завода) – допущены до конкурса.