Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Делом о закладках в ПО поездов Newag занялись антимонопольные и правоохранительные органы

18 декабря 2023
Время чтения ~ 4 мин
Поезда Impuls в парке KD на станции Легница, Польша
Поезда Impuls в парке Koleje Dolnoslaskie на станции Легница, Польша. Источник: Koleje Dolnoslaskie
Сотников Кирилл, приглашенный автор
Время чтения ~ 4 мин

Польша: Производитель подозревается в умышленном программировании отказов в работе бортовых систем электропоездов Impuls для получения заказов на ремонт. Сама Newag  считает обвинения клеветой и планирует судится. Дело взяли в работу польские антимонопольные и правоохранительные органы.

О подозрениях первым в начале декабря сообщил веб-портал Onet, который также получил подтверждение своим выводам от экс-министра цифровизации Польши и бывшего полномочного представителя правительства по вопросам кибербезопасности Януша Цешинского. Так, в расследовании Onet утверждается, что в 2022 году в нескольких регионах Польши поезда серии Impuls выходили из строя после обслуживания у сторонних компаний или достижения 1 млн км пробега. В ряде случаев после 21 ноября-2022 поезда прекращали работать безо всякой причины.

На это обратили внимание региональные перевозчики, в том числе Koleje Dolnoslaskie, заказавший техобслуживание четырех поездов у компании SPS. После завершения работ подрядчик не смог их запустить, из-за чего был оштрафован на сумму более 2 млн злотых (€462 тыс.). Тогда Koleje Dolnoslaskie передала составы обратно Newag, которая после дополнительной оплаты устранила неисправности.

SPS обратилась за помощью к ИТ-специалистам из хакерского объединения Dragon Sector. После двухмесячного анализа им удалось разблокировать поезда и обнаружить недокументированную систему блокировки Newag в программном обеспечении поезда. «Эта система эффективно обездвиживала поезда во время их обслуживания в сторонних депо. Она проверяла различные условия и при выполнении любого из них блокировала поезда», — указывают в Dragon Sector. По словам ИТ-специалистов, заблокированный поезд не показывал никаких кодов ошибок и был готов к движению, но при соответствующей команде только отпускал тормоза, но не активировал двигатели.

Dragon Sector проинформировали о своей находке правительство, спецслужбы и полицию. После этого в Dragon Sector через SPS поступили заказы на проверку причин неисправностей суммарно 29 поездов от десяти перевозчиков, включая PolRegio, Kolej Mazowiecki, WKD и SKM.

Позиция Newag

Newag категорически отвергает обвинения и называет их клеветой со стороны конкурентов. В компании подчеркивают, что обслуживание подвижного состава приносит лишь около 5% доходов в отличие от основного профиля деятельности SPS, нанявшей Dragon Sector. Производитель заявляет, что у него с момента передачи подвижного состава перевозчику не было физического доступа к поездам, в то время как программное обеспечение системы управления поездов работает в автономном режиме без подключения к Интернету.

Отмечается, что поезда, поставленные Koleje Dolnoslaskie в 2017 году, были сняты с заводской гарантии и в течение шести лет находились под контролем других организаций. В 2022 году Newag выявила вмешательство в их системы управления третьими лицами, о чем уведомила соответствующие органы и сообщила в публичном заявлении для прессы. По данным компании, управляющее программное обеспечение поездов было взломано и подверглось модификации.

Сейчас Newag считает, что «взломанные» Dragon Sector поезда надо немедленно вывести из эксплуатации, так как они могут быть небезопасны. В то же время сами привлеченные ИТ-специалисты указывают, что не вмешивались в код системы управления. На текущий момент Newag выпустила более 200 поездов платформы Impuls различных модификаций.

Newag заявила о намерении подать судебные иски против обслуживающей компании и Dragon Sector. Как сообщает Rynek Kolejowy, Управление по конкуренции и защите прав потребителей Польши после заявления от политической партии «Разем» возбудило 7 декабря дело, связанное с опубликованной информацией. Также расследованием занимается прокуратура Кракова.

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK