Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Электропоезда для Румынии: заказ от CRRC ушел к Alstom

29 марта 2022
Время чтения ~ 4 мин
Рендер поезда Coradia Stream для Румынии
Рендер поезда Coradia Stream для Румынии. Источник: Alstom
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 4 мин

Румыния: Alstom и местный орган по реформе железнодорожного транспорта ARF заключили контракт стоимостью €270 млн на поставку 20 шестивагонных межрегиональных электропоездов Coradia Stream, а также их техническое обслуживание в течение 15 лет. При этом первоначально заказ был отдан консорциуму местной Astra Vagoane и CRRC, которая специально разработала поезд.

В рамках контракта Alstom и ARF дополнительно закладывается возможность реализации опциона на поставку и обслуживание еще 20 поездов. В этом случае общая стоимость контракта может превысить €750 млн. Финансирование закупки будет осуществляться за счет государственного бюджета.

Низкопольные электропоезда смогут вмещать 350 пассажиров и разгоняться до 160 км/ч. Подвижной состав также будет оснащен цифровой системой подсчета пассажиров. Окончательная комплектация салонов, а также цвет кузова будут определены ARF позднее. Предполагается, что поезда будут распределены между несколькими румынскими перевозчиками на основании контрактов на оказание перевозочных услуг. Подвижной состав должен быть поставлен в течение 31 месяца с момента подписания контракта.

Рендер поезда Coradia Stream для Румынии Рендер поезда Coradia Stream для Румынии. Источник: Alstom

Рендер интерьера поезда Coradia Stream для Румынии Рендер интерьера поезда Coradia Stream для Румынии. Источник: Alstom

В тендере, объявленном ARF в апреле 2019 года, жестко конкурировали производители стран ЕС и китайская CRRC. Изначально рассматривалась закупка до 80 региональных электропоездов, из которых половина закладывалась в качестве опциона. В июле того же года стало известно, что на конкурс подали свои заявки Alstom, Siemens Mobility, а также консорциум CRRC и румынской Astra Vagoane. Далее тендер сопровождался чередой апелляций, связанных как с несогласием участников в выборе победителя, так и с двумя отменами конкурса.

Первоначально CRRC была признана победителем (ее предложение оказалось на 25-28% ниже по стоимости и имело более оперативные сроки поставки, чем у Alstom и Siemens), однако после подачи апелляций другими участниками тендера суд Бухареста сначала постановил провести повторную процедуру оценки предложений, а затем принял решение об отмене конкурса. Данное решение было обжаловано в Апелляционном суде Бухареста, и аукцион возобновился. В августе 2021 года ARF снова отменила тендер, мотивировав это тем, что заявки несопоставимы друг с другом по техническим и финансовым решениям. Позднее конкурсные процедуры вновь были продолжены. В начале марта этого года стало известно, что апелляции, поданные на тендер CRRC, Astra и Alstom, были рассмотрены судом ЕС.

При этом специально для участия в конкурсе на площадке CRRC в Циндао был разработан и выпущен электропоезд SFEMU-EU01. В мае 2021 года уполномоченный орган по сертификации ERC после успешного прохождения необходимых испытаний выдал CRRC промежуточный сертификат ISV в рамках соответствия европейским требованиям TSI. Китайский производитель заявлял, что в случае проигрыша в румынском тендере рассматривает вариант продажи новых поездов неназванному частному перевозчику.

Электропоезд SFEMU-EU01 на испытаниях в Австрии в 2021 году Электропоезд SFEMU-EU01 на испытаниях в Австрии в 2021 году. Источник: CRRC

CRRC ведет агрессивную политику по экспансии на зарубежные рынки, в том числе в Европу, однако ЕС пытается этому противодействовать. Так, в июне 2021 года Европейский совет принял решение о введении международного инструмента закупок (International procurement instrument, IPI), который наделяет страны ЕС правом исключать из участия в госзакупках компании из стран, которые применяют ограничительные или дискриминационные меры к европейским производителям, в частности пользуются государственными субсидиями. Это может привести к полному отказу от закупок странами ЕС подвижного состава CRRC, являющейся государственной компанией.

Для обхода сложившихся ограничений китайская компания реализует тактику покупки европейских активов. В мае 2020 году CRRC купила немецкую локомотивостроительную Vossloh Locomotives, которая, по оценкам SCI Verkehr, за предшествовавшие 5 лет поставила 25% всех тепловозов в Европе. Также мэр Познаня Яцек Ясковяк в интервью изданию Forsal.pl сообщал, что CRRC изъявило желание купить польского производителя трамваев Modertrans (также, по данным польских СМИ, на компанию претендуют два неназванных игрока из Европы).