Россия: Документ был в начале апреля утвержден Росстандартом и будет введен в действие с 1 сентября этого года.
Приказ Росстандарта в силу ГОСТ Р 70059-2022 «Системы управления и контроля железнодорожного транспорта для перевозок пассажиров в пригородном сообщении. Принципы построения и основные функциональные требования» был подписан 5 апреля. Стандарт разработан НИИАС в рамках национальной программы стандартизации в части работ ТК 045 «Железнодорожный транспорт».
В то же время обсуждение документа шло в профильной рабочей группе «Объединения производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ). Как сообщают в объединении, за время обсуждения поступило более 260 замечаний и предложений, в том числе от РЖД, СТМ, ТМХ, ВНИКТИ и других организаций.
За основу для ГОСТа взят международный стандарт IEC 62290. В ОПЖТ отмечают, что это сделано в целях обеспечения единого подхода к классификации уровней автоматизации с иностранными эксплуатирующими организациями и производителями железнодорожного подвижного состава.
В документе подробно раскрыты определения всех уровней автоматизации (УА) – с 0-го (полное отсутствие) по 4-й (полная автоматизация), по аналогии с международной градацией от GoA0 до GoA4. Как отмечено в документе, каждый уровень автоматизации влияет на определение требований к эксплуатации, инфраструктуре, подвижному составу и персоналу.
Стандартом определены следующие функциональные требования к таким системам:
- Обеспечение безопасности движения поездов;
- Ведение поезда по маршруту;
- Контроль свободности пути;
- Контроль посадки и высадки пассажиров;
- Маневровое движение до и после перевозки;
- Выявление нестандартных и чрезвычайных ситуаций, действия при их возникновении.
На данный момент магистральным проектом внедрения таких технологий на пассажирских поездах в РЖД являются работы по повышению уровня автоматизации движения выпускаемых «Уральскими локомотивами» (входят в СТМ) электропоездов «Ласточка» на Московском центральном кольце (МЦК). В конце 2021 года один из электропоездов, оборудованный под уровень автоматизации GoA3, проехал по МЦК, совершая остановки около пассажирских платформ.
Как в комментарии ROLLINGSTOCK Agency отмечал замгендиректора НИИАС и технический руководитель проектов по беспилотным поездам Павел Попов, идет работа над улучшением системы технического зрения до уровня GoA4 c планом по ее сертификации в 2022-2023 годах. Также в 2023 году в РЖД по результатам испытаний должны принять решение о вводе в эксплуатацию полностью автоматизированных поездов.
Активная подготовка нормативной базы к запуску беспилотного движения идет и на государственном уровне. Так, правительство утвердило стратегию цифровой трансформации транспортной отрасли страны до 2030 года, в которой одной из ключевых инициатив является запуск в эксплуатацию беспилотной техники. Уже в июне этого года Минтранс России должен подготовить законопроект о высокоавтоматизированных и полностью автоматизированных транспортных средствах.
Демонстрация работы системы технического зрения на электропоезде «Ласточка», август 2019 года. Источник: Группа Синара
Также в январе этого года Минтранс опубликовал проект обновленных правил технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог в России. В них также закрепляется возможность внедрения беспилотного подвижного состава. Как указано на портале regulation.gov.ru, сейчас проект ПТЭ находится на этапе процедуры оценки регулирующего воздействия.