Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

В Германии началась коммерческая эксплуатация водородных поездов Alstom Coradia iLint

31 августа 2022
Время чтения ~ 5 мин
Поезд Alstom Coradia iLint на станции Бремерверде
Поезд Alstom Coradia iLint на станции Бремерверде в день начала коммерческой эксплуатации, 24 августа 2022 года. Источник: Сина Шульдт, AP
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 5 мин

Германия: Парк из 5 двухвагонных поездов Coradia iLint с водородными топливными элементами начал курсировать вместе с дизель-поездами на линии протяженностью 100 км между городами Куксхафен, Бремерхафен, Бремерверде и Букстехуд. К концу года перевозчик планирует запустить остальные 9 машин производства Alstom, которые заменят весь дизельный подвижной состав, что сделает данную линию первой в мире с исключительной водородной тягой. По оценкам транспортной администрации федеральной земли Нижняя Саксония LNVG, это позволит экономить около 1,6 млн л дизельного топлива и сократить выбросы CO2 на 4,4 тыс. т ежегодно.

Соответствующий контракт стоимостью €93 млн на поставку и 30-летнее техническое обслуживание 14 поездов Coradia iLint был подписан между Alstom и LNVG в ноябре 2017 года. При этом эксплуатировать водородный парк будет перевозчик EVB, который с сентября 2018 года по февраль 2020 года проводил испытания двух предсерийных поездов: за это время их суммарный опытный пробег превысил 180 тыс. км.

Испытания Coradia iLint в Германии Испытания Coradia iLint в Германии. Источник: Alstom

В данном проекте также участвует немецкая топливная компания Linde, построившая стационарную водородную заправочную станцию в Бремерверде. Она оснащена 64 резервуарами высокого давления (до 50 МПа), 6 компрессорами и 2 топливными насосами. В будущем здесь планируется производить водород «на месте» с использованием электролиза и «зеленого» электричества. Заявляется, что процесс заправки водородом занимает менее 15 мин. Coradia iLint будут заправляться один раз в день, топлива должно хватать на 1 тыс. км. EVB ограничит скорость поездов на линии до 80-120 км/ч, хотя они могут разгоняться до 140 км/ч.

Салон поезда Coradia iLint для EVB Салон поезда Coradia iLint для EVB. Источник: livemint.com

Coradia iLint является первым в мире поездом с тягой от водородных топливных элементов. Он создан на платформе дизель-поезда Coradia Lint, пассажировместимость которого составляет 300 человек, включая 150 мест для сидения. Также он имеет низкопольную конструкцию. Разработка Coradia iLint велась на площадках Alstom в немецком в Зальцгиттере и французском Тарбе в рамках немецкой национальной программы в области водородных технологий и топливных элементов (NIP) при финансовой поддержке правительства Германии в размере более €8 млн. Поезд был впервые представлен на выставке InnoTrans в Берлине в сентябре 2016 года.

Поезд Coradia iLint на выставке Innotrans в Берлине, 2016 год Поезд Coradia iLint на выставке Innotrans в Берлине, 2016 год. Источник: wikimedia.org

В апреле 2017 года Alstom приступила к динамическим испытаниям Coradia iLint на скорости 80 км/ч, которые проходили на тестовом полигоне завода в Зальцгиттере. Для обеспечения поезда водородом на площадке установили мобильную заправочную станцию. Затем поезд был отправлен на испытательное кольцо VUZ в чешском Велиме, где тесты продолжились на максимальной скорости 140 км/ч. Как упоминалось выше, позже двухлетние тесты проводились EVB в Нижней Саксонии. Кроме того, поезд был также протестирован в Австрии, Польше, Швеции и Нидерландах, суммарно совершив 200 тыс. км пробега.

Силовая установка Coradia iLint состоит из двух модулей с топливными элементами мощностью 200 кВт каждый, которые расположены на крыше двух вагонов. Их производителем является канадская компания Hydrogenics (входит в американскую Cummins). Каждый модуль включает шесть комплектов топливных элементов, системы охлаждения, нагнетания и фильтрации воздуха. Также на крыше установлены резервуары со сжиженным водородом производства американской компании Xperion. В подвагонном пространстве установлены тяговый электродвигатель, тяговый преобразователь переменного/постоянного тока, преобразователь собственных нужд и 2 литий-ионных аккумулятора общей мощностью 220 кВт производства немецкой компании Akasol. В топливном элементе водород вступает в реакцию «холодного горения» с кислородом, в результате чего образуется водяной конденсат и пар. Излишки энергии накапливают аккумуляторы, они же сохраняют энергию, вырабатываемую при рекуперативном торможении, тем самым увеличивая запас хода поезда. Также избыточное тепло применяется для обогрева салона. Каждый вагон оборудован двумя блоками отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, выпущенными немецкой компанией Spheros.

Схема расположения элементов тяговой силовой установки Coradia iLint (увеличить) Схема расположения элементов тяговой силовой установки Coradia iLint (увеличить). Источник: Alstom

Похожий принцип работы силовой установки применен в поезде Mireo Plus H, представленном Siemens Moblity в мае этого года. Машина Mireo Plus H уступает Coradia iLint по заявляемому запасу хода (800 км против 1 тыс. км при сопоставлении в двухвагонном исполнении). Максимальная скорость и время заправки указываются производителями аналогичные.

Сейчас в портфеле заказов Alstom также находятся контракты на поставку 27 поездов Coradia iLint для немецкой RMV, 14 поездов – для итальянского перевозчика FNM, и 12 4-вагонных поездов для регионов Франции (с опционом еще на 2 поезда). Недавно Alstom объявила и о старте работ над водородными локомотивами.