Великобритания: Лизинговая Eversholt Rail и инжиниринговая Transport Design International (TDI) подписали контракт на постройку трех таких предсерийных машин для опытной эксплуатации. По информации IRJ, Eversholt Rail планирует инвестировать в их создание £8,25 млн (около €10,3 млн).
Проект максимально облегченного пассажирского рельсового транспортного средства Revolution Very Light Rail (RVLR) с кузовом из композитных материалов и нагрузкой на ось не более 8 т разрабатывается с 2014 года консорциумом из семи британских компаний. Среди них уже указанные Eversholt Rail и TDI, а также исследовательско-производственный центр Уорикского университета (WMG), управление по безопасности и стандартам железных дорог Великобритании (RSSB), производитель дизельных двигателей Cummins и другие.
Ожидается, что RVLR станет в эксплуатации более дешевой альтернативой традиционному подвижному составу на линиях с низким пассажиропотоком. Дополнительным преимуществом RVLR заявляется модульность и вариативность его конструкции: рельсовый автобус может быть как аккумуляторным, так и гибридным с дизель-электрической трансмиссией, также возможны различные варианты планировки пассажирского салона включая грузовую версию с дополнительными погрузочно-разгрузочными дверями.
Схема сверхлегкого рельсового автобуса RVLR. Визуализация: TDI
Заказанный же Eversholt Rail подвижной состав будет полностью аккумуляторным. Заявляется, что специально разработанная система быстрой зарядки с применением контактного рельса позволит подзаряжать тяговые батареи на маршруте. Все три единицы будут производиться на площадке TDI в Мидлендсе, их сборка начнется в 2024 году, а запуск первого рельсового автобуса в эксплуатацию планируется на 2026 год.
В настоящее время Eversholt Rail и TDI ведут переговоры с ключевыми железнодорожными операторами Великобритании с целью согласовать возможные маршруты для опытной пассажирской эксплуатации новых транспортных средств. Это позволит познакомить пассажиров и перевозчиков с конструкцией и возможностями RVLR, а также поможет получить фактические данные об их экономике и пассажиропотоке. На этой основе планируется разработать долгосрочную стратегию внедрения и эксплуатации таких машин.
Первый гибридный прототип RVLR
Демонстрационный образец RVLR был построен в 2021 году и в течение двух лет проходил испытания на заброшенном подъездном пути в Уэст-Мидлендсе. При длине 18,5 м он весит 24,8 т. Кузов имеет стальную сварную раму, для облегчения конструкции головные маски и крыша выполнены из алюминия и армированного композита, а боковые панели – из углеволокна. Элементы кузова можно заменять по отдельности.
Конструкция экипажной части основана на проверенных тележках грузовых вагонов LN25 производства Wabtec, для их облегчения применены колесные пары Lucchini с полым валом и колесами уменьшенного диаметра, а также карданные валы из углеволокна.
Тележки и тяговое оборудование RVLR. Источник: Тони Майлз/Rail Business UK
Прототип оснащен гибридной силовой установкой с двумя шестицилиндровыми автомобильными дизельными двигателями Cummins экологического стандарта Евро-6 и двумя батареями литий-титанатных тяговых аккумуляторов емкостью 30 кВт*ч каждая. Максимальная скорость составляет 104 км/ч при движении от дизеля и 32 км/ч в аккумуляторном режиме.
Литий-титановые аккумуляторы и прочее тяговое оборудование. Источник: TDI
Салон оснащен 56 местами для сидения и одной площадкой для размещения пассажира на инвалидной коляске. Имеются два кондиционера и USB-разъемы для зарядки персональных мобильных устройств.
Салон сверхлегкого рельсового автобуса RVLR. Источник: TDI
TDI разработала проекты нескольких различных типов аккумуляторных рельсовых транспортных средств, включая индивидуальные. При участии компании в 2021 году был создан другой прототип сверхлегкого рельсового транспорта, способного эксплуатироваться на максимально облегченном полотне и проходить кривые радиусом 15 м. В начале этого года проект выиграл государственный грант на €81,3 млн, а осенью продолжил тестирование на новой испытательной линии в городе Дадли. Запуск первой пассажирской линии с таким подвижным составом планируется в британском городе Ковентри в 2026 году.
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK