Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Make in India: создавая новый центр железнодорожного машиностроения

22 августа 2023
Время чтения ~ 19 мин
Национальный индийский электропоезд Vande Bharat второго поколения
Национальный индийский электропоезд Vande Bharat второго поколения. Источник: PTI
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 19 мин

Индии как самой густонаселенной стране мира жизненно необходим высокий уровень транспортной доступности. Ключевой точкой роста мобильности пассажиров и грузов в стране государством определен железнодорожный транспорт. Сейчас общая протяженность железнодорожной сети в Индии превышает 68 тыс. км, что делает ее четвертой по этому показателю в мире после США, Китая и России. В последние несколько лет правительство страны направляет рекордные инвестиции в обновление парка подвижного состава, в ближайшем финансовом году (с апреля-2023 по март-2024) их объем составит $5,7 млрд. Индия идет по стопам китайского пути становления железнодорожной промышленности, делая ставку на развитие собственных мощностей и трансфер технологий в рамках национальной программы Make in India, которая предполагает обязательную локализацию в стране.

Опубликовано в альманахе «Тренды рынка подвижного состава» к международному железнодорожному салону «PRO//Движение.Экспо» 2023 года

Создание собственной платформы поездов Vande Bharat

Важнейшим проектом, реализуемым в рамках программы Make in India и широко освещаемым в местных СМИ, является cоздание первого индийского электропоезда, рассчитанного на эксплуатацию с максимальной скоростью 160 км/ч. Подвижной состав с рабочим названием Train 18 был спроектирован организацией по исследованиям и разработкам (Research Designs & Standards Organisation, RDSO) при Министерстве железных дорог Индии и произведен на входящем в состав национального перевозчика Indian Railways (IR) заводе Integral Coach Factory (ICF) в Ченнаи в сжатые сроки — всего за 18 месяцев. За основу была взята конструкция кузова из нержавеющей стали пассажирских вагонов локомотивной тяги серии LHB, выпуск которых в Индии был локализован Alstom в 2001 году. Не обошлось и без импортных комплектующих: машину оснастили колесами, сиденьями, дверьми, тормозной системой, трансформаторами и электрокомпонентами зарубежного производства. Создание поезда было мотивировано желанием правительства страны вдвое снизить расходы на закупку импортных поездов. И действительно, новый поезд стоимостью $14 млн оказался на 40% дешевле аналогичных по характеристикам поездов иностранных производителей.

Первый Train 18, позднее переименованный в Vande Bharat, был введен в эксплуатацию в феврале 2019 года. Во время испытаний он смог развить скорость 183 км/ч, что сделало его самым быстрым в стране. Однако из-за неготовности инфраструктуры скорость поезда сейчас ограничена 130 км/ч. Тем не менее благодаря применению распределенной системы тяги состав обладает ускорением 0,8 м/с². Таким образом при скоростном режиме в 130 км/ч он преодолевает расстояния быстрее, чем экспрессы дальнего следования Rajdhani и Shatabdi с локомотивной тягой, которые он должен заменить.

Vande Bharat первого поколения включает 4 четырехвагонные секции, которые состоят из прицепного вагона с кабиной машиниста или без нее, двух моторных вагонов с тяговыми преобразователями и прицепного вагона с токоприемником, трансформатором и преобразователем. Поезд вмещает 1128 пассажиров. Два центральных вагона — купе первого класса с 52 местами для сидения, остальные вагоны — эконом-класс с 78 местами (в головных вагонах 44 места). Все помещения вагонов оснащены системами кондиционирования воздуха.

В период 2019-2022 годов было выпущено только 2 Vande Bharat первого поколения. Это время было потрачено на создание и испытания второго поколения поезда. Кроме того, на сроки реализации проекта повлияла пандемия Covid-19 и нарушение глобальных цепочек поставок. В конце сентября 2022 года первый Vande Bharat второго поколения был введен в эксплуатацию, а сейчас по железным дорогам страны курсирует уже 25 таких поездов. Как заявляет Indian Railways, поезд Vande Bharat 2.0 отличается улучшенными характеристиками ускорения и торможения: он достигает максимальной скорости в 160 км/ч за 129 сек, что на 11% быстрее по сравнению с базовой версией. Также повышено остаточное ускорение, с 0,05 м/с2 до 0,11 м/с2, улучшена эффективность системы рекуперации, установлена новая система кондиционирования, обновлен салон. Кроме того, масса поезда снизилась с 430 до 392 т. К тому же состав оснащен системой рекуперативного торможения, которая экономит до 30% электроэнергии. Электрооборудование защищено от затопления.

Производство электропоезда Vande Bharat второго поколения на заводе Integral Coach Factory Производство электропоезда Vande Bharat второго поколения на заводе Integral Coach Factory. Источник: indiatimes.com

Пока единственной площадкой по выпуску Vande Bharat остается завод ICF в Ченнаи. Ранее премьер-министр страны Нарендра Моди объявил о планах ввести в эксплуатацию 75 поездов к 15 августа этого года. Несмотря на то, что в мае IR завершила расширение производственных мощностей предприятия, нарастив ежемесячный выпуск поездов с 4 до 6-7 единиц, ей удалось к указанному сроку выпустить на сеть только 25 поездов.

В перспективе планируется расширение производства Vande Bharat на заводы Marathwada Rail Coach в Латуре и Naveenikaran Karkhana в Сонипате в рамках двух тендеров, предполагающих поставку 400 поездов третьего и четвертого поколения.

Первый конкурс на 200 Vande Bharat третьего поколения был разыгран этой весной. Больший по объему лот на 120 поездов (1920 вагонов) был присужден консорциуму российского «Трансмашхолдинга» (ТМХ) и индийской Rail Vikas Nigam Limited (RVNL). В своей заявке компании предложили самую низкую цену — $14,5 млн за один поезд. В самом ТМХ уточнили, что базово стоимость поставки и 35-летнего технического обслуживания потенциально составит $6,5 млрд. Второй лот на поставку и обслуживание 80 электропоездов (1280 вагонов) Vande Bharat за ту же цену согласился выполнить консорциум местных производителей Titagarh Wagons и BHEL.

Первые два прототипа поездов Vande Bharat третьего поколения должны быть предоставлены для испытаний до конца 2025 года, серийные поставки ожидаются в 2026-2030 годах. Консорциум ТМХ- RVNL должен наладить производство и модернизировать мощности на заводе в Латуре, в свою очередь консорциум Titagarh Wagons-BHEL — на заводе в Ченнаи. Как указано в тендерной документации, правительство Индии возместит все затраты, которые понесут компании при установке нового оборудования на производственных участках и в цехах. Также IR обеспечит производственные площадки электро- и водоснабжением, подъездными путями и контактной сетью.

Премьер-министр Нарендра Моди осматривает салон поезда Vande Bharat второго поколения Премьер-министр Нарендра Моди осматривает салон поезда Vande Bharat второго поколения. Источник: indianexpress.com

Заявляется, что для третьего поколения будут разработаны облегченные тележки, а также новые трансформаторы и электродвигатели. Новые поезда со спальными вагонами должны иметь ту же конструкционную скорость в 160 км/ч, что и предыдущие Vande Bharat.

Второй тендер на поставку 200 поездов Vande Bharat четвертого поколения предусматривает выпуск подвижного состава на предприятии в Сонипате. Предполагается, что эти поезда также будут комплектоваться одним спальным вагоном, но при этом они будут иметь максимальную скорость 200 км/ч, а корпус подвижного состава изготовят из облегченного алюминиевого сплава. Как заявил в мае министр железных дорог Индии Ашвини Вайшнав, к 2027-2028 годам 20-30 тыс. км путей будут модернизированы для прохождения поездов со скоростью 160 км/ч. Первый лот на 100 поездов четвертого поколения получила Alstom, предложив наименьшую цену ($18,2 млн) за изготовление одного состава. Вместе с обслуживанием стоимость заказа оценивается в $4,4 млрд без учета налогов.

Также к февралю-марту следующего года должны быть разработаны и изготовлены две модели новых поездов. Одна из них под названием Vande Metro будет представлять собой укороченную версию поезда, который предполагается использовать на линиях между небольшими городами. Планируется расширить проход между сидениями для увеличения пассажировместимости одного вагона до 250-300 человек. В январе ICF получил заказ на выпуск прототипа Vande Metro, его запуск в серийное производство намечен на 2024-2025 год. Кроме того, в июне пригородный перевозчик Мумбаи MRVC объявил тендер стоимостью $5,4 млрд на поставку 238 двенадцативагонных электропоездов Vande Metro. Победителю будет дано 2 года для выпуска прототипа, затем в течение следующих 5 лет он должен производить по 50 поездов ежегодно.

Вторая модель — водородный поезд. В проекте бюджета на этот финансовый год заложена закупка 35 таких машин. Один поезд должен ориентировочно стоить 800 млн рупий ($9,7 млн), а в целом капитальные расходы вместе с подготовкой инфраструктуры составят 52,5 млрд рупий ($635,4 млн). Над проектом работает частная Medha Servo Drives (MSD): весной прошлого года она выиграла тендер IR на модернизацию двух дизель-поездов под водородную тягу.

Лидерство Alstom на рынке городского рельсового подвижного состава страны

Наряду с развитием региональных железнодорожных перевозок в Индии наблюдается бурный рост городских систем рельсового транспорта. В настоящее время реализуется несколько проектов метрополитена, направленных на повышение мобильности в крупных агломерациях. Наиболее активную роль в обеспечении их подвижным составом, системами СЦБ и компонентами для железнодорожной инфраструктуры играет крупнейший европейский производитель — французская компания Alstom. По состоянию на начало этого года ее портфель заказов в Индии превышал €4,7 млрд.

Имея 6 производственных площадок и 4 инжиниринговых центра на территории страны, а также штат из более 10 тысяч сотрудников, Alstom заявляет о достижении уровня локализации более 80%. Компании удалось обеспечить такую позицию и масштаб присутствия в Индии благодаря поглощению канадской Bombardier Transportation в январе 2021 года. По условиям сделки французскому машиностроителю отошло предприятие по выпуску подвижного состава и тележек в Савли, завод по производству тяговых установок в Манедже и инжиниринговый центр в Хайдарабаде, а также полученные канадской компанией контракты. Так, Alstom реализует заказ стоимостью $340 млн на поставку 30 пригородных электропоездов, 10 поездов метро для городской железнодорожной линии Дели–Мератх и контракт на €245 млн на поставку 67 поездов Movia и систем СЦБ для метро Агры и Канпура. Также производитель сейчас выполняет сборку 31 поезда метро для Мумбаи.

Обкатка поездаметро Alstom Movia в городе Агра Обкатка поезда метро AlstomMovia в городе Агра. Источник: LucknowClicks/twitter

Alstom активно участвует в текущих тендерах на поставку подвижного состава. Только за 2022 год компания выиграла три крупных конкурса на общую сумму более €800 млн. В июле она одержала победу в тендере, объявленном государственным оператором метрополитенов Бхопала и Индора MPMRCL на поставку 156 вагонов метро Movia и систем СЦБ за €387 млн. Предложение французского производителя оказалось на 30% ниже, чем у участвовавшей в конкурсе индийской BEML. При этом изначально MPMRCL оценивала реализацию контракта в €263,5 млн. В свою очередь в августе город Ченнаи заключил с Alstom контракт на поставку 26 беспилотных поездов метро Metropolis за €98 млн. Местные СМИ писали, что Alstom снова предложила самую низкую цену относительно локальных игроков — BEML и Titagarh Wagons. Также в октябре производитель выиграл тендер, объявленный оператором метрополитена Дели DMRC на поставку 312 вагонов метро за €320 млн.

Кроме Alstom за получение новых заказов конкурируют и местные игроки. Как BEML, так и BHEL являются крупными государственными компаниями, выпускающими широкий ассортимент продукции и обладающими компетенциями по выпуску подвижного состава. В то же время больший опыт поставок имеет BEML, поезда которой курсируют уже в пяти индийских метрополитенах. В этом году компания предложила наименьшую цену в конкурсе на поставку 12 поездов для метрополитена Бангалора.

Еще одной компанией с аналогичными компетенциями является частная Titagarh Wagons, которая с момента своего основания в 2007 году поставила Indian Railways более 250 электропоездов, что является самым высоким показателем среди всех частных производителей подвижного состава в Индии. Стоит отметить, что компетенции по созданию городского рельсового транспорта компания получила за счет приобретения в 2015 году второго по величине производителя пассажирского подвижного состава Италии — компании Firema Trasporti. На этом заводе создаются первые 3 поезда с алюминиевым кузовом для метро индийского города Пуна: контракт на поставку 102 вагонов метро был подписан с Titagarh в 2019 году.

В июле 2022 года местный производитель грузовых и пассажирских вагонов Jupiter Wagons объявил о планах создания с испанской CAF совместного предприятия по выпуску вагонов метро. Однако последующих конкретных шагов по данному проекту на текущий момент не делалось.

Повышая скорость

Сейчас в Индии реализуется только один проект по строительству высокоскоростной магистрали. Однако параллельно прорабатывается создание еще пяти таких линий общей протяженностью более 4 тыс. км, предназначенных для движения со скоростью свыше 300 км/ч.

Строительство первой в стране ВСМ было начато в сентябре 2017 года. Линия с шириной колеи 1435 мм, протяженностью 510 км с 12 станциями должна соединить Мумбаи с Ахмадабадом и предполагает движение с максимальной скоростью 320 км/ч. После ввода магистрали в действие время в пути между конечными пунктами должно сократиться в три раза и составить 2 часа. Реализация проекта уже несколько раз задерживалась. Сейчас запуск всей линии в эксплуатацию намечен на 2029 год.

Общая стоимость проекта ВСМ оценивается в $20-25 млрд, а Японское агентство международного сотрудничества должно покрыть около 80% капитальных расходов под условие закупки технических решений из Японии. Согласно условиям японской стороны, участвовать в тендере на поставку для линии подвижного состава могут только два японских производителя: Hitachi Rail и Kawasaki Rail. Как пишут местные СМИ, индийская сторона хотела избежать ситуации, когда обе компании подают совместную заявку, что может привести к повышению цены.

Высокоскоростной электропоезд серии Е5 Shinkansen по пути в Токио Высокоскоростной электропоезд серии Е5 Shinkansen по пути в Токио. Источник: MaedaAkihiko/wikimedia.org

В июле этого года национальная корпорация высокоскоростных железных дорог NHSRCL объявила тендер на поставку 24 поездов серии Е5 Shinkansen. При этом в рамках программы Make in India 6 машин должны быть собраны в Индии. Поезда должны включать от 10 до 16 вагонов, иметь вместимость от 1300 до 1600 пассажиров. Установлена максимальная цена в $1,3 млрд или $55,6 млн за один 10-вагонный поезд. Заявки должны быть поданы до конца октября. Запуск первого поезда в эксплуатацию запланирован на 2027 год.

Вектор на электрическую тягу

Индия реализует амбициозную цель электрификации всей сети железных дорог широкой колеи к декабрю 2023 года. По состоянию на 1 апреля было электрифицировано 58,4 тыс. км путей, что составляет 90% сети Indian Railways. Также ожидается, что доля железнодорожного транспорта в структуре грузовых перевозок вырастет до 45% к 2030 году (с 27%), а движение грузовых поездов будет ускорено с 22 км/ч до 50 км/ч.

Вместе с этим в стране уменьшается выпуск тепловозов: некоторые местные заводы полностью отказались от их производства, сконцентрировавшись на изготовлении электровозов. Большая часть из них собирается на принадлежащих IR заводах: CLW в Читтаранджане, BLW в Варанаси и PLW в Патиале. В 2022-2023 финансовом году они произвели в общей сложности 785 электровозов.

В стране также функционируют 2 локомотивостроительных завода с иностранным участием. Первый из них располагается в Мадхепуре и является совместным предприятием Alstom и Министерства железных дорог Индии. С 2017 года на площадке выпускаются грузовые электровозы серии WAG 12B мощностью 9 МВт, способные перевозить составы массой 6 тыс. т со скоростью 120 км/ч. Контракт с Indian Railways на поставку 800 локомотивов данной серии за €3,5 млрд был заключен в 2015 году. В апреле Alstom отправила в адрес IR 300-й по счету такой электровоз. Последний должен быть передан в 2028 году.

Серийно выпускающиеся в Индии электровоз Alstom WAG 12B и тепловоз Wabtec WDG-4G Серийно выпускающиеся в Индии электровоз Alstom WAG 12B и тепловоз Wabtec WDG-4G. Источник: unsplash.com

Также в январе IR заключила с Siemens Mobility контракт на поставку и обслуживание 1200 магистральных грузовых электровозов без учета налогов и колебаний цен. Должны быть поставлены шестиосные локомотивы мощностью свыше 6,5 МВт. Машины будут водить поезда массой 4,5 тыс. т со средней скоростью 75 км/ч. Также должны быть модернизированы и расширены мощности на площадке IR в Даходе, где будет происходить сборка машин. Первый электровоз должен быть выпущен в начале 2024 года, последний — в 2034 году. Соглашение предполагает проработку экспорта производимых в Даходе электровозов для железнодорожных систем с колеей 1435 мм. Параллельно в Индии идет другой тендер — на выпуск 800 электровозов мощностью более 8,8 МВт на заводе BLW в рамках государственно-частного партнерства.

Несмотря на то, что IR отдает предпочтение электрической тяге, перевозчик продолжает получать тепловозы с завода в Мархауре, являющимся совместным предприятием перевозчика и американской Wabtec. По условиям контракта стоимостью $2,5 млрд, также подписанного в 2015 году, в течение 10 лет должна быть осуществлена поставка 300 тепловозов WDG-6G мощностью 4,4 МВт и 700 тепловозов WDG-4G мощностью 3,3 МВт. В марте этого года Wabtec сообщила о передаче 500-го локомотива.