Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Техника Группы ПТК — драйвер повышения производительности путевых работ

24 августа 2023
Время чтения ~ 6 мин
Президент России Владимир Путин на заводе «Тулажелдормаш», 4 апреля 2023 года
Президент России Владимир Путин на заводе «Тулажелдормаш», 4 апреля 2023 года. Источник: kremlin.ru
Время чтения ~ 6 мин

В декабре 2022 года Правительство России утвердило масштабную программу РЖД по поэтапному выводу путевого комплекса на нормативный уровень до 2035 года. Предварительно замгендиректора — начальник дирекции инфраструктуры РЖД Евгений Шевцов сообщал, что программой предполагается закупка 2,3 тыс. ед. путевой техники. Он же отмечал, что одним из ее ключевых поставщиков должен стать завод «Тулажелдормаш», входящий в Группу ПТК. Производитель на протяжении нескольких лет готовился к этому спросу, создав целый ряд высокоэффективных машин.

Опубликовано в альманахе «Тренды рынка подвижного состава» к международному железнодорожному салону «PRO//Движение.Экспо» 2023 года

В апреле 2023 года в ходе заседания президиума Госсовета по вопросу развития промышленности гендиректор Группы ПТК Александр Силкин отметил, что в последние 3 года завод «Тулажелдормаш» выделял на НИОКР около 15% выручки. Ранее производитель сообщал, что объем реализуемой им долгосрочной программы разработок новых путевых машин составляет 5,8 млрд руб. и предполагает постановку в производство 11 моделей техники.

Один из ключевых акцентов в технической политике Группы ПТК — создание высокопроизводительной технологии машинизированной смены рельсовых плетей. Ее необходимость была отражена еще несколько лет назад в государственной стратегии развития транспортного машиностроения. Тогда же была отмечена острая потребность в достижении скорости ремонта путей в 10 км/сут. Сейчас максимальная скорость не превышает 3 км/сут. В России смена плетей традиционно проводилась или вручную, или с использованием простейших механизмов, в то время как в Европе и США для этого создавались специализированные технологические поезда.

Машинизация смены рельсовых плетей — это не только повышение эффективности использования технологических «окон» на обслуживание путей и повышение пропускной способности сети. Высокопроизводительная техника позволяет также гарантировать безопасность движения поездов, сократить трудовые и финансовые затраты. К тому же, по оценкам Группы ПТК, применение новых технологий обслуживания путей позволяет увеличить межремонтные сроки с 5 до 8 лет.

Комплекс смены рельсовых плетей включает две машины разработки Группы ПТК — рельсоукладочный комплекс РУ-700 и машину по обслуживанию рельсовых скреплений МС-700. Первый проводит автоматическую смену рельсовых плетей, вводя их в оптимальную температуру для закрепления, а также заменяет подрельсовые прокладки. Для машины был создан специальный индукционный нагреватель, который экологичнее и безопаснее нагрева открытым пламенем. Определяя скорость движения и начальную температуру рельса, РУ-700 автоматически управляет нагревателями. Машина обеспечивает трех- кратный рост производительности, а затраты на ремонт пути снижаются на 21%.

В свою очередь МС-700 осуществляет автоматизированные работы по смазыванию, демонтажу и монтажу рельсовых скреплений. Машина должна заменить ручной труд, что позволит повысить производительность процессов смены скреплений в 2 раза и снизить их трудоемкость на 62%. Производительность комплекса из РУ-700 и МС-700 составляет 700 м/ч и значительно превосходит зарубежные аналоги. Сейчас РЖД поставили перед ПТК новую задачу — повысить производительность комплекса до 1100 м/ч, чтобы обеспечить целевой показатель общей производительности капитального ремонта пути в 10 км/сут. Техника уже в разработке.

Для другой принципиально важной операции — очистки балласта от засорителей — в Группе ПТК был создан самоходный скоростной комплекс ЩОМ-2000. Эксплуатируемый сегодня парк подобных машин имеет низкую производительность (средняя —150 м/час) и является главным сдерживающим фактором в достижении обозначенной ранее скорости ремонта инфраструктуры. Машиной ЩОМ-2000 уже показаны высочайшие результаты производительности, которые получили отметку в книгах рекордов России и мира. Так, достигнута устойчивая средняя скорость работы в 500 м/ч, а максимальная — до 750 м/ч. Также ЩОМ-2000 может автономно работать на двухразных участках каждой секцией, что особенно важно для развития Восточного полигона сети РЖД с многочисленными инженерными сооружениям. Применение этой машины обеспечивает снижение затрат на выполнение очистки балласта не менее чем на 31%.

Щебнеочистительный комплекс ЩОМ-2000 Щебнеочистительный комплекс ЩОМ-2000. Источник: Группа ПТК

Другая впечатляющая технология — комплекс первичной выправки пути МПВ, используемый для финишной операции постановки пути в проектное положение. Он заменяет собой 5 машин в технологической цепочке и выполняет все работы по первичной выправке, объемному уплотнению и отделке балластной призмы. Применение спутниковой навигации обеспечивает высокую точность до ±1 мм. Оборудование МПВ позволяет создавать равномерную балластную призму правильной геометрии и сразу после выполнения работ пропускать составы со скоростью от 80 до 100 км/ч вместо установленных нормативом 60 км/ч. МПВ повышает производительность работ в 2,5 раза, снижает их стоимость на 53%.

Комплекс первичной выправки пути МПВ Комплекс первичной выправки пути МПВ. Источник: Группа ПТК

Стратегическое значение железнодорожного транспорта в России обуславливает и стратегическую значимость развития завода «Тулажелдормаш». Ее подчеркивает то, что в апреле предприятие посетил Президент России Владимир Путин. Свою роль в выводе путевого хозяйства на новый уровень в самой Группе ПТК оценивают в виде необходимости производства до 1300 единиц путевой техники до 2030 года. Сейчас на площадке начинается масштабная программа реконструкции и модернизации производства: ее первый этап включает инвестиции в 2,5 млрд руб. Группа ПТК и «Тулажелдормаш» готовы к долгосрочному сотрудничеству с РЖД в целях устойчивой работы железнодорожного транспорта и роста российской экономики.