Австралия: Австралазийская ассоциация железных дорог ARA подсчитала, что из-за отсутствия национальной политики в области закупок подвижного состава бюджеты штатов страны потеряли около $1,85 млрд австр. долл. ($1,2 млрд). Государство планирует создать соответствующие органы, которые должны решить проблему.
Ассоциация опубликовала исследование, в котором были проанализированы 12 контрактов на подвижной состав. Они были самостоятельно заключены региональными транспортными администрациями в 2014-2023 годах и охватывали поставку 3061 вагона дизель- и электропоездов и поездов метро общей стоимостью 29,6 млрд австр. долл. ($19,9 млрд).
По оценкам исследователей, власти штатов могли бы сэкономить 811 млн австр. долл. ($545,2 млн) за счет снижения расходов на проектирование подвижного состава. Сейчас производителям приходиться разрабатывать поезда для каждого штата в отдельности, тем самым дублируя свои проекты. Кроме того, можно было сохранить 717 млн австр. долл. ($482 млн), объединив небольшие заказы для нескольких штатов в один крупный. Дополнительной экономии в 318 млн австр.долл. ($213,8 млн) было возможно бы достичь за счет гармонизации комплектующих подвижного состава. Оценки базируются на исследовании, которое ARA провела ранее в 2013 году совместно с консультантами Deloitte. Тогда было подсчитано, что затраты на заказ 50 одноэтажных вагонов будет на два трети выше, чем в случае единого заказа на 150 таких вагонов.
Также в исследовании анализируется конкурентоспособность австралийского железнодорожного машиностроения относительно импорта. Отмечается, что проведение каждым штатом собственной промышленной политики приводит к поддержке «своих» производителей и дает краткосрочный положительный эффект в виде новых рабочих мест, но при этом создает между штатами торговые барьеры, приравнивая «неместных» австралийских поставщиков к зарубежным. В долгосрочной перспективе это подрывает устойчивость национальной отрасли производства подвижного состава, считают в ARA.
Ассоциация считает, что внедрение единого национального подхода к закупкам подвижного состава позволит штатам экономить средства при реализации инфраструктурных проектов, а железнодорожному машиностроению — повысить свою конкурентоспособность, что даст дополнительные рабочие места и доходы в местные и национальный бюджеты. В соответствии с приведенными выше рекомендациями ARA в конце марта подписала с правительствами Австралии и штата Виктория меморандум о сотрудничестве. В ближайшее время правительство Австралии планирует создать национальный совет по защите интересов железных дорог и совет по инновациям в железнодорожной отрасли, которые будут заниматься разработкой национальных железнодорожных стандартов и поддержкой австралийского железнодорожного производства.
Австралия исторически имеет собственные мощности по производству практически всей линейки подвижного состава, однако в последние годы в стране значительно расширили присутствие глобальные игроки. Так, один из крупнейших игроков – UGL Rail — производит двухэтажные поезда для пригорода Сиднея совместно с корейской Hyundai Rotem и японской Mitsubishi Electric. Другой крупный производитель — Downer Rail — сформировал консорциум по выпуску пассажирской техники с китайской CRRC. Также после поглощения Bombardier Transportation значительно присутствует французская Alstom: у нее в Австралии действует три производственных площадки и конструкторское бюро в Балларате. В части импорта в стране широко представлены локомотивы американских Wabtec и Progress Rail, путевая техника и грузовые вагоны CRRC, поезда и трамваи испанской CAF.