ЕАЭС: Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) не увидел целесообразности в отмене антидемпинговой пошлины на основе полученной информации о восстановлении производства, прогноза спроса на 2023-2024 годы, а также поведения китайских поставщиков.
Такие выводы содержатся в докладе, опубликованном на прошлой неделе по результатам проведенного расследования. Оно было инициировано на основе поданного в августе-2022 заявления национального перевозчика Казахстана – «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ). Также в 2022 году активную заинтересованность в отмене пошлины выражал один из крупнейших российских операторов полувагонов с осевой нагрузкой 25 тс – «Национальная транспортная компания». Дополнительно в ходе расследования департамент ЕЭК опросил 36 потребителей, в том числе РЖД, Белорусскую железную дорогу, операторов, производителей подвижного состава, и крупнейшие отраслевые ассоциации.
Департаментом были проанализированы данные по производству и поставкам подшипников с начала 2019 года по конец 1-го полугодия 2023-го, получены материалы от двух крупнейших игроков – «ЕПК-Бренко» и «ТЕК-КОМ», при этом на площадки первой также были осуществлены проверочные визиты.
О производстве и спросе
Антидемпинговая пошлина в 41,5% на китайские подшипники действует с 2007 года и многократно продлевалась: в последний раз — этим летом. В ЕЭК отмечают, что снижение объемов производства кассетных подшипников для подвижного состава на территории ЕАЭС носило временный характер: оно было связано с уходом западных партнеров из России и ограничением доступа к импортным комплектующим.
Как указано в докладе, и «ЕПК-Бренко», и «ТЕК-КОМ» возобновили стабильный выпуск подшипников, а со 2-го квартала-2023 объем производства уже позволяет «удовлетворить подавляющую часть потребности» на рынках Евразийского союза. Так, «ЕПК-Бренко» нашло поставщиков всех компонентов на территории ЕАЭС. Формула закупаемой в России смазки (производитель скрыт в публичной версии доклада) была доработана с учетом требований к эксплуатации подвижного состава. В свою очередь готовые уплотнения собираются из материалов, поставляемых российскими производителями. Согласно отчету, объемы производства у «ЕПК-Бренко» превышают уровень января-2022 уже с сентября прошлого года.
В свою очередь «ТЕК-КОМ» в 2022 году подобрало недостающие комплектующие от альтернативных поставщиков. Позднее был локализован сепаратор, а одобрение новых уплотнителей планировалось на сентябрь 2023 года. В докладе отмечается, что «ТЕК-КОМ» законтрактовало поставки всех компонентов на 2024 год. Объемы производства «ТЕК-КОМ» в этом апреле превысили объемы выпуска-2021: как сообщили в компании «Коммерсанту», сейчас работа идет в три смены.
Оба производителя продолжают работы по полной локализации подшипников в соответствии со специальными инвестиционными контрактами (СПИК), которые были заключены с Минпромторгом России. В июне 2023 года «ТЕК-КОМ» сообщала о начале строительства цеха по производству роликов. Обе компании планируют обеспечить полную локализацию до 2025 года, при этом в «ТЕК-КОМ» отмечают, что это на год ранее, чем утверждено в СПИК.
Производство подшипников на мощностях «ЕПК-Бренко» в Саратове, 2021 год. Источник: Бизнес-Вектор
В то же время еще один производитель – «Тимкен ОВК» – по состоянию на июнь 2023 года производство не возобновлял. Как весной-2022 оценивали в Союзе «Объединение вагоностроителей», мощности «ЕПК-Бренко» на тот момент позволяли выпускать 275 тыс. подшипников в год, мощности шведской SKF (перешли к «ТЕК-КОМ») – 150 тыс. ед., мощности «Тимкен ОВК» — 85 тыс. ед.
В «ЕПК-Бренко» и «ТЕК-КОМ» ожидают, что по итогам 2023 года потребность в кассетных подшипниках в России составит 340-372 тыс. ед., в 2024 году – 380-400 тыс. ед. В свою очередь один из потребителей — «Новая вагоноремонтная компания» – оценивает спрос в 2023 году немного выше, на уровне 393 тыс. ед., однако по 2024 году его оценка находится в диапазоне, обозначенном производителями подшипников.
Для Казахстана «ЕПК-Бренко» и «ТЕК-КОМ» в 2023 году предполагают спрос на уровне 6-10 тыс. подшипников, в 2024 году – 6-15 тыс. Это соответствует прогнозу ключевого эксплуатанта – оператора «Казтемиртранс» (входит в КТЖ).
О китайской продукции и ценах
Департамент ЕЭК указывает, что за 2022-2023 годы были выданы сертификаты и декларации на соответствие ТР ТС 001/2011, допускающие импорт кассетных подшипников разных китайских производителей по 2024 год в количестве почти 738 тыс. единиц. Они одобрены к применению как при ремонте грузовых вагонов, так и их производстве. С учетом заявленных поставок ЕЭК видит «высокий потенциал китайских производителей кассетных подшипников к продолжению демпингового импорта при прекращении действия антидемпинговый меры».
В докладе отмечается, что в 2022 году присутствовал значительный рост цен на кассетные подшипники, выпускаемые в ЕАЭС, однако он соответствовал трендам увеличения цен производителей промышленной продукции. При этом по 2023 году в ЕЭК указывают на замедление темпов роста цен. Согласно приведенным в ЕЭК оценкам, за счет действия антидемпинговой меры цена подшипников из Китая в рассмотренный период 2019-2023 годов была выше, чем у производителей ЕАЭС. «Без учета антидемпинговой пошлины цена импортного товара из КНР была значительно ниже», — резюмирует департамент ЕЭК.
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK