Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Электродвигатели «ТМХ-Электротех»: результаты и перспективные проекты

19 января 2023
Время чтения ~ 6 мин
Укладка катушек статора агрегата на участке сборки генераторов в «ТМХ-Электротех»
Укладка катушек статора агрегата на участке сборки генераторов в «ТМХ-Электротех». Источник: ТМХ
Время чтения ~ 6 мин

Россия: Производство тяговых электродвигателей (ТЭД) является важнейшей частью реализуемой в «Трансмашхолдинге» программы развития межзаводской кооперации. Сегодня «Электротехническая компания ТМХ» («ТМХ-Электротех») осваивает серийный выпуск асинхронных ТЭД для перспективного подвижного состава ТМХ – маневрового тепловоза ТЭМ23 и электропоездов ЭГЭ2ТВ «Иволга 3.0».

Основная задача, поставленная перед «ТМХ-Электротех», — обеспечить бесперебойное изготовление ключевого компонента для подвижного состава при более высоких показателях надежности и конкурентной стоимости. Она осуществляется в рамках программы обеспечения технологического суверенитета страны и входит в перечень приоритетных инвестиционных проектов Минпромторга России.

Основанный в 2019 году на базе Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ) «ТМХ-Электротех» за 3 года деятельности произвел свыше 11000 тяговых электродвигателей, более 8000 вспомогательных электромашин и 650 тяговых агрегатов и генераторов. Сейчас модельный ряд выпускаемой продукции включает 25 наименований. Потребители продукции — предприятия ТМХ: НЭВЗ, Брянский машиностроительный завод (БМЗ), Коломенский завод, Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ), а также компании «ЛокоТех» и «Рослокомотив». На предприятии работают более 1700 человек по 155 специальностям.

Испытания на вибрацию тяговых электродвигателей на стендах испытательной станции электрических машин «ТМХ-Электротех» Испытания на вибрацию тяговых электродвигателей на стендах испытательной станции электрических машин «ТМХ-Электротех». Источник: ТМХ

В 2021 году на фоне пандемии было выпущено почти 5500 тяговых электродвигателей, агрегатов и генераторов. В модернизацию производства было вложено около 260 млн рублей, что позволило освоить выпуск новой продукции. В частности, в тот год «ТМХ-Электротех» приступил к серийному выпуску синхронного вспомогательного агрегата переменного тока АТ2С-2800/400Б для магистральных тепловозов 3ТЭ25К2М производства БМЗ. Этот агрегат заместил оборудование, которое ранее приобреталось на Украине. Он предназначен для питания через выпрямитель тяговых электродвигателей постоянного тока, запуска дизеля, питания потребителей вспомогательных нужд и системы возбуждения тягового агрегата. АТ2С-2800/400Б состоит из двух, выполненных в одном корпусе, синхронных генераторов (тягового мощностью 2800 кВт и вспомогательного мощностью 400 кВт). Активные части генераторов максимально унифицированы с тяговым синхронным генератором ГТСН-2800, который выпускается «ТМХ-Электротехом» серийно, и тяговым синхронным агрегатом АТ2С-2800/600.

Новинки-2022

В феврале 2022 года «ТМХ-Электротех» начал выпуск нового асинхронного тягового электродвигателя ДТА-200Т. Комиссии был представлен опытный образец, изготовленный по конструкторской документации, разработанной специалистами «ТМХ Инжиниринга», специализированной компанией ТМХ, которая отвечает за создание новой техники. ТЭД успешно прошел предварительные и приемочные испытания и подтвердил соответствие требованиям технического задания и ГОСТа.

Асинхронный тяговый электродвигатель ДТА-200Т Асинхронный тяговый электродвигатель ДТА-200Т. Источник: ТМХ

Новый двигатель предназначен для тепловоза ТЭМ23, к серийному выпуску которых переходят на БМЗ. Асинхронный ТЭД ДТА-200Т в сочетании с электронными системами управления тяги обеспечит широкий диапазон тягового усилия и скорости движения. Переход от коллекторного тягового привода к асинхронному определен в Транспортной стратегии России на период до 2030 года и Стратегии развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года. Применение принципиально иного привода позволит сократить себестоимость изготовления асинхронных ТЭД, а также исключить вредное воздействие на окружающую среду продуктов механического износа коллекторных машин. Объем установочной серии определен в размере 1200 единиц. Этого достаточно, чтобы проверить в реальных условиях эксплуатации примененные конструктивные решения и оценить их надежность.

Одновременно не прекращается выпуск продукции для магистральных машин. Так, в августе 2022 года НЭВЗу был передан юбилейный ТЭД — НБ-514Е № 6000. Эти двигатели предназначены для привода колесных пар магистральных электровозов семейства «Ермак». Они выполнены с опорно-осевым подвешиванием на моторно-осевых подшипниках качения и используются в составе механического привода первого класса с двухсторонней передачей момента. Это сокращает эксплуатационные расходы на содержание и ремонт колесно-моторного блока локомотива, у которого пробег рассчитан не менее чем на 5 млн км, а также приводит к повышению коэффициента полезного действия и увеличению мощности на тягу, что особенно важно для грузового подвижного состава.

Также в 2022 году по программе внутрихолдинговой кооперации «ТМХ-Электротех» приступил к изготовлению асинхронных тяговых электродвигателей с короткозамкнутым ротором ДТА-380У1 с напряжением 3000 В в контактной сети с частотно-регулируемым управлением. Эти двигатели предназначены для работы в качестве привода колесных пар пригородного электропоезда постоянного тока ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0», который производится на ТВЗ.

Асинхронный тяговый электродвигатель ДТА-380 Асинхронный тяговый электродвигатель ДТА-380. Источник: ТМХ

Новая продукция призвана заменить двигатели, ранее приобретавшиеся у зарубежных поставщиков. Конструкторская документация была разработана специалистами «ТМХ Инжиниринга». Затем в «ТМХ-Электротехе» были проведены работы по освоению производства ТЭД этого типа, для этого разработаны технологические процессы, изготовлено более 50 единиц нестандартного и специального технологического оборудования и оснастки. Технические характеристики позволят снизить энергопотребление, значительно увеличить межсервисный интервал, а также сократить время на обслуживание поезда. На июнь-2023 планируется получение сертификата соответствия ТР ТС, а серийный выпуск за год должен составить около 200 двигателей ДТА-380.

Взгляд в будущее

На предприятии продолжается реализация проекта развития мощностей электромашинного производства. В 2022 году «ТМХ-Электротех» получил сразу два займа на общую сумму 5,2 млрд рублей из Фонда развития промышленности (ФРП). На эти целевые средства завод должен увеличить выпуск асинхронных тяговых электродвигателей для современных магистральных локомотивов на 35% — до 5700 единиц в год, а также нарастит выпуск тяговых электродвигателей для электропоездов, серийных и перспективных вагонов метро до 2700 единиц в год.

Привлечение ресурсов ФРП должно позволить «ТМХ-Электротех» освоить выпуск тяговых двигателей всех типов, используемых в производстве вагонов метро и электропоездов ТМХ, обеспечить стабильную работу транспортного машиностроения на отечественной технологической базе. В рамках проекта площадь помещений «ТМХ-Электротеха» увеличилась с 35 до 55 тыс. кв. м. Ведутся работы по реконструкции имеющихся и дополнительно выделенных площадей. Основные усилия сосредоточены на дальнейшей модернизации производства и освоении новой высококачественной, наукоемкой продукции.

Подготовлено на основе статьи «Движемся» из журнала «Вектор ТМХ» № 4 (51) 2022