Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

ТМХ и комплектаторам одобрены льготные займы на проекты импортозамещения

22 августа 2022
Время чтения ~ 6 мин
Эталонная линия по сборке тепловозов на Брянском машиностроительном заводе
Эталонная линия по сборке тепловозов на Брянском машиностроительном заводе (входит в ТМХ). Источник: ТМХ
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 6 мин

Россия: Производители получат 7 льготных займов на общую сумму в 11,4 млрд рублей из Фонда развития промышленности (ФРП), которые пойдут на освоение выпуска компонентов, приобретаемых ранее за рубежом.

Как отмечает вице-премьер Правительства России, глава Минпромторга России Денис Мантуров, еще одной целью предоставления государственного финансирования является обеспечение стабильной работы транспортного машиностроения. Общий бюджет проектов должен составить 14,3 млрд рублей. По словам гендиректора ТМХ Кирилла Липы, в результате реализации получивших поддержку проектов локализация по некоторым позициям достигнет уровня 100%.

Займы распределены следующим образом:

1️ Два займа на 5,2 млрд руб. для «ТМХ-Электротех». Предполагается увеличение выпуска асинхронных тяговых двигателей для магистральных локомотивов на 35%, до 5,7 тыс. двигателей в год, а также увеличение выпуска электродвигателей для электропоездов и вагонов метро с выходом на мощность 2,7 тыс. двигателей в год. В 2019 году ТМХ сертифицировал асинхронный электродвигатель ДТА-1100 для электровозов 2ЭС5С и 3ЭС5С, в этом году приступил к серийному выпуску асинхронных двигателей ДТА-200Т для перспективных маневровых тепловозов ТЭМ23. В апреле в «ТМХ-Электротехе» отмечали, что ведут работы по замене подшипников качения: заявляется, что это единственный импортный элемент в продукции «ТМХ-Электротеха», которая на 99% состоит из российских компонентов. Текущая годовая мощность «ТМХ-Электротеха» – более 4 тыс. тяговых электродвигателей.

Производство электродвигателей на «ТМХ-Электротех» Производство электродвигателей на «ТМХ-Электротех». Источник: Деловой Юг

2️ 1,58 млрд руб. для Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ). Будут использованы для повышения уровня локализации компонентов для подвижного состава, а также, как указано в официальном сообщении, для запуска производства обновленной модели скоростного поезда и новых моделей пассажирских вагонов локомотивной тяги. В апреле ТВЗ получил сертификат соответствия на серийный выпуск электропоездов нового поколения ЭГЭ2ТВ «Иволга 3.0» в двухдверном исполнении, их планируется поставлять для эксплуатации на МЦД. Также в работе по долгосрочному контракту с «Федеральной пассажирской компанией» (ФПК, входит в РЖД) находится новая модель пассажирских вагонов локомотивной тяги в габарите Т с увеличением длины салона и ширины вагона. В ходе дискуссии на ОТР Кирилл Липа сообщал о планах начать их поставки со следующего года.

Электропоезд ЭГ2ЭТв («Иволга 3.0») на испытаниях Электропоезд ЭГ2ЭТв («Иволга 3.0») на испытаниях. Автор: Игорь Лагутин

3️ 1,45 млрд руб. для Демиховского машиностроительного завода (ДМЗ). Проект предполагает наладку выпуска полностью отечественных редукторов для городских и пригородных электропоездов, а также поездов метро. Ранее гендиректор ДМЗ Андрей Степнов в комментарии для блога Delo отметил, что еще до усиления санкций производство подвижного состава ДМЗ было локализовано в России более чем на 90%, однако сохраняется проблема импортных составляющих в компонентах для подвижного состава. Ее планируется решить полностью в течение 6-7 месяцев. Как указывает Минпромторг России, в результате реализации проекта электропоезда ДМЗ будут на 100% собраны из российских комплектующих.

Производство электропоезда ЭП2Д Производство электропоезда ЭП2Д на ДМЗ. Источник: Taras Simaniv, lievjournal.com

4️ 1,12 млрд руб. для Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ). Планируется переработать конструкторскую документацию с целью обеспечения производства современных локомотивов исключительно из отечественных узлов и компонентов.  В 2020 году ТМХ сертифицировал новые электровозы 2ЭС5С и 3ЭС5С, которые по сравнению с предыдущими поколениями, как указывает производитель, позволяют на 18% снизить стоимость жизненного цикла, на 20% — затраты электроэнергии на тягу. Однако в июле в интервью «Гудку» замгендиректора – начальник Дирекции тяги РЖД Олег Валинский указывал, что перевозчик отказался от закупки 10 электровозов 3ЭС5С, сославшись на большую долю импортных компонентов и «чуть лучшие» характеристики относительно 3ЭС5К. Также летом 2021 года в интервью «Технике железных дорог» Кирилл Липа сообщал, что перед производителем РЖД поставили задачу по созданию нового электровоза переменного тока 2ЭС9 для Восточного полигона в течение двух лет.

Производство электровозов на НЭВЗ Производство электровозов на НЭВЗ. Источник: Журнал «Ритм машиностроения»

5️ 1 млрд руб. для «Завода автономных источников тока» (входит в «ТМХ Энергетические решения»). Средства будут направления на освоение выпуска аккумуляторных литий-ионных батарей для новых гибридных маневровых электровозов и станций сотовой связи. Мощность производства должна составить 4,2 тыс. батарей в год. В последние несколько лет на одной платформе с тепловозом ТЭМ23 в ТМХ разрабатывали контактно-аккумуляторный локомотив ЭМКА2, который предполагает использование гибридной системы тяги от контактной сети и аккумулятора. В этом месяце запросы на проведение испытаний новой машины были опубликованы на сайте РС ФЖТ. В ТМХ отмечали, что такая техника будет востребована в больших депо и на пассажирских вокзалах.

Рендер контактно-аккумуляторного локомотива ЭМКА2 Рендер контактно-аккумуляторного локомотива ЭМКА2. Источник: ТМХ, railwayforum.ru, 2021 год

6️⃣ 1 млрд руб. для «Тракс» (входит в ГК «Ключевые системы и компоненты»). Планируется создать производства фреоновых компрессоров спирального типа со встроенным электродвигателем и вентиляторов с внешним ротором для транспортных климатических систем. Сама ГК КСК недавно заявила о планах довести локализацию компонентов до 100% с учетом имеющихся и разрабатываемых мер господдержки. Также на предприятиях компонентного холдинга начался серийный выпуск компонентов для электропоездов «Иволга 3.0»: более 50 номенклатурных позиций по электротехнике, более 40 – по интерьеру и экстерьеру, а также кондиционеров для кабины машинистов, систем микроклимата для салона вагонов, боковых наружных дверей и окон.