Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

В США обеспокоены зависимостью от импорта железнодорожных колес

5 марта 2022
Время чтения ~ 4 мин
Тележки грузовых вагонов в США
Тележки грузовых вагонов в США. Источник: Progress Rail
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 4 мин
Столчнев Алексей, редактор российских проектов, ROLLINGSTOCK Agency

США: Логистические проблемы с импортом из Китая и резкое ухудшение отношений России и США на фоне событий в Украине подвергают риску снабжение колесами американских вагоностроителей. В то же время мощности производителей США могут полностью покрыть потребность в колесах для выпуска более 60 тыс. грузовых вагонов, пишет Роберт Кантуэлл, глава партнерства Rail Supply Chain, в Railway Age.

По его данным, ежегодно американские предприятия закупают более 1,2 млн колес, большая часть которых поступает из-за рубежа. По оценкам исследовательского центра Persistence Market Research, объем американского рынка цельнокатаных колес за 2021 год составил $553,4 млн, а к 2026 году он может достигнуть $878 млн. Существенный объем спроса приходится на грузовые вагоны: торговая ассоциация Railway Supply Institute фиксирует, что в 2021 году в США было выпущено 29,3 тыс. грузовых вагонов (минимальный показатель за 5 лет), а портфель заказов американских вагоностроителей на начало января 2022 года включал контракты почти на 43 тыс. вагонов (+24% к началу января-2021).

На текущий момент 22 завода в мире имеют сертификаты Ассоциации американских железных дорог (AAR), позволяющие поставлять колеса для железнодорожной отрасли страны. Из них по 5 находятся в США и в Китае, по 2 – в России и Бразилии, а также по 1 заводу приходится на Украину, Канаду, Японию, Францию, Испанию, Италию, Чехию и Австралию.

Основную долю в импорте занимает Китай, при этом его осуществляют только 3 завода, а 2 других предприятия были созданы более 30 лет назад как совместные с американской Amsted Rail и поставляют колеса исключительно на внутренний рынок. Остальные заводы, которые ведут поставки на американский рынок, принадлежат государственным Taiyuan Heavy Industries и Maanshan Steel.

Как пишет Кантуэлл, драйвером прихода китайских комплектаторов является крупнейший производитель подвижного состава в Китае и мире – CRRC, который получила значительные заказы в США за последнее десятилетие. В 2020 году в США был принят закон, запрещающий государственное финансирование закупок у CRRC по причинам угроз для кибербезопасности, однако в 2021 году с приходом администрации нового президента США Джо Байдена в отношении CRRC было принято послабление. Так, компания была исключена из списка китайских компаний двойного назначения, который ведет Минобороны США.

Опасения у Кантуэлла вызывает и импорт колес из России. Так, сертификат AAR имеют 10 моделей колес «Евраза», которые выпускаются на Нижнетагильском металлургическом комбинате и применимы в грузовых вагонах и локомотивах. У другого российского производителя, Объединенной металлургической компании (ОМК), действует сертификат AAR на 1 модель колеса для грузового транспорта. Кантуэлл наравне с Китаем называет Россию крупнейшим импортером, однако не приводит цифр. По данным эксперта, в прошлом году выручка «Евраза» от железнодорожной продукции в США составила $392 млн, однако большая ее часть пришлась на реализацию рельсов (компания занимает этого 48% рынка в Северной Америке).

Производство цельнокатаных колес Griffin Wheel на заводе Amsted Rail в США Производство цельнокатаных колес Griffin Wheel на заводе Amsted Rail в США. Источник: railwayage.com

В самих США отрасль представлена компаниями Amsted Rail (4 завода в США и 1 – в Канаде) и Sumitomo Standard Steel (1 завод в стране). По оценкам Кантуэлла, мощности этих предприятий могут обеспечить производство до 480 тыс. колес для перспективного спроса в 60 тыс. грузовых вагонов. Однако при сравнении с общим объемом ежегодного спроса на колеса получается, что американские комплектаторы могут покрыть только 40% потребностей рынка подвижного состава США. В завершение статьи Кантвелл призывает укреплять национальную компонентную базу для нивелирования текущих геополитических рисков.