Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Проекты Hyperloop: обзор их состояния через 10 лет после появления идеи

13 февраля 2024
Время чтения ~ 8 мин
Испытательный полигон Hyperloop One в пустыне в близи Лас-Вегаса
Испытательный полигон Hyperloop One в пустыне вблизи Лас-Вегаса., ноябрь 2020 года. Источник: Hyperloop One
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 8 мин
Кречетов Дмитрий, приглашенный автор
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency

Американский предприниматель Илон Маск представил идею высокоскоростной транспортировки в вакуумной трубе в августе 2013 года. Через 10 лет, в конце прошлого года, одна из основных компаний, решивших реализовать задумку, — американская Hyperloop One — из-за отсутствия контрактов на строительство работающей системы была вынуждена прекратить свою деятельность. Однако концепцию перевозки пассажиров и грузов в вакуумной трубе продолжают развивать другие стартапы по всему миру, а в начале этого года в Китае сообщили об успешном тестировании капсулы на самой длинной испытательной линии в 2 км.

История Hyperloop One

О закрытии американской компании в декабре 2023 года сообщил Bloomberg. По данным информационного агентства, все остававшиеся сотрудники были уволены с 31 декабря, компания закрыла свой офис в Лос-Анжелесе и распродает имущество, включая испытательный полигон вблизи Лас-Вегаса. Интеллектуальная собственность переходит к базирующейся в Дубае компании DP World, которая владеет контрольным пакетом акций Hyperloop One с 2016 года. Представители обеих компаний комментариев не давали.

Hyperloop One была основана в 2014 году, через год после того, как Илон Маск представил идею по высокоскоростному перемещению пассажиров и грузов за счет магнитной левитации в вакуумной трубе со скоростью до 1220 км/ч. За свою историю компания смогла привлечь более $450 млн инвестиций и в 2017 году построить испытательный полигон вблизи Лас-Вегаса. В 500-метровой трубе диаметром 3,3 м прототип капсулы смог разогнаться до 310 км/ч. Также в ней были проведены единственные на данный момент испытания с пассажирами на скорости до 172 км/ч.

Hyperloop One прорабатывала несколько вариантов коммерческих линий по всему миру, но ни один из них не получил какого-либо развития. В феврале 2022 года компания объявила, что сосредотачивается исключительно на грузовых перевозках и сократила около 100 из 200 сотрудников. Но и в этой сфере инвесторов найти не удалось.

Другие проекты в мире

Проектом Hyperloop занималась и SpaceX, компания самого Илона Маска, однако сошла с дистанции ранее Hyperloop One. В 2015 году космическая компания объявила конкурс по проектированию уменьшенных макетов капсул и стала выделять гранты на них. В калифорнийском Хоторне SpaceX построила испытательную трубу длиной 1,5 км и диаметром 1,8 м, в которой с 2017 по 2019 годы соревновались изделия нескольких команд, в основном студенческих коллективов. Рекорд скорости в 463 км/ч установила команда Мюнхенского технического университета TUM. Но в дальнейшем SpaceX утратила интерес к проекту и в 2022 году испытательный полигон был демонтирован.

Полноразмерный прототип вакуумной транспортной системы смогла построить в 2018 году американская Hyperloop Transportation Technologies. Он включал пассажирскую капсулу длиной 32 м и весом 5 т, а также 320-метровую трубу диаметром 4 м для испытаний во французской Тулузе. Но информации о проведении тестов нет. В то же время в мае 2023 года компания получила контракт в Италии на проработку комплексного проекта стоимостью €800 млн на линию между Венецией и Падуей (расстояние между городами по прямой — 35 км). Сейчас идет первый этап — технико-экономического обоснование.

Презентация макета экстерьера капсулы Hyperloop Transportation Technologies в Барселоне, март 2023 года Презентация макета экстерьера капсулы Hyperloop Transportation Technologies в Барселоне, март 2023 года. Источник: HyperloopTT

В Европе изыскания продолжают вести еще несколько стартапов. Так, в Германии недалеко от Мюнхена находится экспериментальная труба длиной 24 м и диаметром 4 м — она построена немецким стартапом TUM Hyperloop. Первый показательный рейс прототипа капсулы с пассажирами состоялся 10 июля 2023 года. Перед запуском линия получила сертификат соответствия требованиям безопасности от независимой экспертной организации TÜV SÜD. Отмечается, что сертификация основана на соответствующих стандартах безопасности для транспортных средств, а также на первом в мире руководстве для систем Hyperloop. Оно определяет основные требования безопасности при планировании, строительстве и эксплуатации таких систем.

Открытие испытательной трассы TUM Hyperloop в окрестностях Мюнхена Открытие испытательной трассы TUM Hyperloop в окрестностях Мюнхена. Источник: TUM Hyperloop

В свою очередь в этом году голландский стартап Hardt Hyperloop планирует начать испытания своего прототипа сверхскоростной капсулы в европейском центре Hyperloop в Вендаме. Этот 420-метровый испытательный стенд будет предусматривать возможность прохождения поворотов и полного переключения полосы движения. Центр должен стать открытой испытательной площадкой для других разработчиков Hyperloop.

К примеру, в прошлом году соответствующий меморандум Hardt заключила с испанской Zeleros. Последняя сейчас тестирует свою технологию Hyperloop для перемещения грузов по демонстрационной линии протяженностью 20 м в порту Сагунто. В перспективе полигон может быть увеличен до 100 м.

Строительство Европейского центра Hyperloop в Вендаме Строительство Европейского центра Hyperloop в Вендаме. Источник: Hardt

До появления вышеописанных трасс, в июле 2021 года, о возведении испытательного трека длиной 120 м в Лозанне сообщила швейцарская Swisspod Technologies. Однако разработку прототипа капсулы для него компания завершила только через два года. Сообщается, что трасса имеет диаметр 40 м для возможности тестирования капсул разного размера.

Возвращаясь к североамериканскому региону, стоит упомянуть канадскую TransPod, основанную в 2015 году. В марте 2022 года компания сообщала об утверждении принципиального плана по реализации проекта строительства вакуумного транспорта между Эдмонтоном и Калгари (280 км по прямой), а в качестве источника инвестиций в $550 млн назывались британский инвестфонд Broughton Capital Group, а также китайская государственная торговая компания CERIECO. Уменьшенная версия капсулы представлялась в том же году в июле. TransPod хотела уже к 2024 году построить тестовую трассу и завершать исследовательскую часть проекта, однако поток официальных новостей по проекту обрывается в начале 2023-го.

На фоне остальных проектов выделяется польский стартап Nevomo, который планирует объединить технологию вакуумной трубы Hyperloop со своей системой магнитной левитации MagRail. Особенностью идеи является совместимость с традиционными железнодорожными линиями. В 2023 году Nevomo провела испытания тележки на магнитной подушке и автономного вагона-платформы с линейным двигателем.

Отраслевая ассоциация и свой путь у Китая

На фоне многолетнего отсутствия серьезного прогресса в декабре 2022 года перечисленные компании — Hyperloop One, Hyperloop Hardt, Hyperloop Transportation Technologies, Nevomo, TransPod, Swisspod Technologies и Zeleros — учредили отраслевую ассоциацию. Объединение объявляло, что намерено взаимодействовать с Еврокомиссией, Европарламентом, промышленностью, научными и исследовательскими организациями в развитии и продвижении технологии вакуумного транспорта. Однако за год работы Hyperloop Association выпустила только одну официальную новость в октябре-2023: о встрече с представителями Еврокомиссии, которая на данный момент всего лишь «поприветствовала» создание ассоциации.

В то же время наиболее интригующим является проект T-Flight, реализуемый в Китае под руководством аэрокосмической корпорации CASIC. Пока в рамках испытаний прототипа капсулы T-Flight удавалось достичь скорости в 623 км/ч. В ноябре прошлого года было завершено строительство первой очереди испытательной линии в Датуне протяженностью 2 км, которая стала самой протяженной такой трассой в мире.

О проекте T-Flight. Источник: CGTN

В начале этого года CASIC отчиталась об успешных испытаниях в трубе без разряжения атмосферы и более высокой достигнутой скорости, но не называя конкретных параметров. Позднее для пилотной реализации рассматривается создание по технологии T-Flight линии между Шанхаем и Ханчжоу (расстояние 165 км). Эти изыскания во много продолжают линию государства Китая по апробации технологий высокоскоростного маглева.

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK