Россия: Чуть более 30 лет назад, в 1992 году, Демиховский машиностроительный завод (ДМЗ, с 2005 года входит в «Трансмашхолдинг») дал старт серийному производству электропоездов в России. Сегодня доля продукции ДМЗ в отечественном парке такого подвижного состава равна 60%, а в июне этого года на площадке был выпущен 11000-й вагон. Сейчас предприятие выходит на максимальный уровень импортозамещенности: так, в недавно созданном электропоезде постоянного тока ЭП2ДМ доля российских комплектующих доведена до 99%, а на самом заводе реализуется стратегически важный для страны проект освоения производства редукторов.
Создание российского электровагоностроения
После распада СССР Рижский вагоностроительный завод (РВЗ), где изготавливались электропоезда для пространства 1520, оказался за границей. Правительство России решило восполнить потерю за счет перепрофилирования подмосковного ДМЗ, который ранее специализировался на узкоколейных и грузовых вагонах.
Первый демиховский электропоезд ЭД2Т (годы выпуска — 1993–1999) был построен на основе проектных разработок РВЗ. Он предназначался для линий постоянного тока 3000 В, имел конструкционную скорость 130 км/ч, пусковое ускорение 0,67 м/с2, составность в 4, 6 и 8-11 вагонов. Электрооборудование поставлял Рижский электромашиностроительный завод (РЭЗ).
Электропоезд ЭД2Т. Источник: В.В. Виноградов/trainpix
Отечественное электрооборудование ДМЗ начал применять в следующем семействе поездов постоянного тока – ЭД4, выпуск которых продолжался с 1996 года в течение 20 лет. При этом их значительную часть по-прежнему оснащали рижским электрооборудованием. Серия регулярно модернизировалась. Одна из модификаций – ЭД4М стала самой массовой в России: было произведено 4548 вагонов. В новых поездах стали устанавливаться машинные преобразователи собственных нужд повышенной мощности, наружные прислонно-сдвижные двери, системы микроклимата салона, герметизированные межвагонные переходы, беззазорные межвагонные сцепные устройства, системы видеонаблюдения.
С 2016 года ДМЗ приступил к серийному производству поезда постоянного тока ЭП2Д, усовершенствованного по комфорту и дизайну, с вариантами компоновки салона от эконом- до бизнес-класса. Поезд унаследовал от ЭД4 коллекторный тип двигателя и систему управления вместе с ускорением 0,7 м/с2. Конструкционная скорость составила 120 км/ч. В конструкцию поезда были включены комплект электрооборудования с питанием тяговых электродвигателей 1500 В, статические преобразователи для питания собственных нужд вагонов, стеклопластиковая маска с каркасом кабины машиниста, гладкие боковины и скаты крыш вагонов, ассиметричные токоприемники на моторных вагонах, аккумуляторные батареи емкостью 120 А*ч, системы обеспечения микроклимата с функцией обеззараживания воздуха в салонах. Техническим новшеством стала возможность формировать 2- и 3-вагонные поезда при максимальной составности в 12 вагонов. Запрос на такой подвижной состав был ранее сформулирован руководством РЖД с целью повысить эффективность пригородных перевозок на малолюдных маршрутах.
Головные вагоны ЭП2Д. Источник: ДМЗ
К настоящему времени выпущено более 2000 вагонов ЭП2Д, а также 382 вагона созданной на его базе модели ЭП3Д для переменного тока. Доля отечественных компонентов в ЭП2Д составляет свыше 90%, а в ЭП3Д доведена до 99%. По требованию заказчика поезда могут быть приспособлены для использования на маршрутах с высокими и низкими платформами. Поезда ЭП2Д и ЭП3Д эксплуатируются на 13 из 16 полигонов железных дорог России, а также часть выпущенных машин поставлена на экспорт – в Армению и Казахстан.
ЭП2ДМ: максимизация российского
В 2022 году резкое изменение геополитической обстановки и введение санкций на поставку составных частей из европейских стран показали стратегическую значимость суверенизации отечественного производства, в том числе подвижного состава. Уже к началу этого года ДМЗ завершил сборку первого электропоезда постоянного тока ЭП2ДМ с максимальной долей российских компонентов. В его создании приняли участие свыше 80 отечественных предприятий. Первый состав с номером 0300 прошел приемочные испытания на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке, а в конце июня получил сертификат соответствия требованиям ТР ТС 001/2011. Так, в 2023 году запланирован выпуск 186 вагонов данной модели.
Электропоезд ЭП2ДМ на испытаниях. Источник: Дмитрий Быковский
При разработке электропоезда был применен комплект электрооборудования КЭО-750 взамен КЭО-1500, выпускаемого на РЭЗ. Дополнительно на территории России было локализовано производство таких комплектующих как тяговые электродвигатели и межвагонные электрические соединители (также выпускаются на РЭЗ), автоматические выключатели и тумблеры. Выпуск этих узлов освоен на мощностях ГК «Ключевые системы и компоненты», «Сибэлектропривод», «Татэлектромаш» и Курского электроаппаратного завода. Как отмечалось ранее, применение отечественной компонентной базы позволило повысить уровень локализации ЭП2ДМ до 99%.
В состав же 1% нелокализованного оборудования вошли, например, клеммные соединители, которые закупаются в Китае. Также пока сохраняется зависимость от импорта по комплектующим, входящим в комплекс пульта управления, главный пневматический компрессор, климатическую установку. Их локализацию в России планируется завершить в течение 2023 года.
Существенное обновление в новой машине относительно ЭП2Д получил и ее облик. Дизайн поезда был разработан в партнерстве с Национальным центром промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ» под руководством профильного подразделения «ТМХ Инжиниринг» и с учетом пожеланий пассажиров и потенциальных заказчиков. ЭП2ДМ получил новую маску, выполненную в соответствии с ДНК бренда ТМХ. Изменения в конструкции кузова коснулись в основном формы лобовой части кабины – по сравнению с ЭП2Д у нее появился вогнутый изгиб на уровне между автосцепкой и лобовым стеклом, само стекло стало шире, а буферные фонари сузились и получили диагональные скосы. Форма кабины исключает случаи несанкционированного подъема посторонних лиц на лобовую часть и крышу. Лакокрасочное покрытие ливреи имеет антивандальные свойства. В боковых окнах кабины электропоезда увеличены проемы в свету, что улучшает возможность эвакуации машиниста при возникновении аварийной ситуации.
В салоне электропоезда ЭП2ДМ (увеличить). Источник: ТМХ
На текущий момент уровень автоматизации ЭП2ДМ предназначен для управления машинистом и помощником. В перспективе возможна модернизация поезда под уровень автоматизации управления поездом УА2.
Улучшена эргономика кресел, изменена форма сидения и спинки для более комфортной поездки пассажиров. Благодаря этому появилось дополнительное пространство в 4-6 см при встречной посадке пассажиров. Удобство решения было подтверждено в рамках тестов, которые проводили сами пассажиры на одном из вокзалов Москвы. Система видеонаблюдения, поставленная российской компанией «Транстелесофт» (входит в «ТМХ-Интеллектуальные системы»), теперь также будет отслеживать динамику пассажиропотока и заполненность вагонов.
Мощности ДМЗ: готовясь к новым масштабам
В проекте концепции развития пригородного железнодорожного сообщения Минтранс России обозначил необходимость обновления более 6000 вагонов до 2030 года. Понимая такую потенциальную потребность, ТМХ активно развивает площадку в Демихово.
Сегодня ДМЗ способен выпускать 630 новых вагонов электропоездов в год. В 2022 году объем реализации у завода был самым высоким за последние 4 года: заказчикам было поставлено 429 новых вагонов. По показателю выпуска электропоездов завод является крупнейшим из расположенных в Европе.
На производстве ДМЗ. Источник: ТМХ
В новых экономических условиях в 2022 году ДМЗ также реализовывал самую крупную инвестпрограмму за 4 года размером в 917 млн руб. В рамках нее были организованы эталонные потоки по финишным этапам производства электропоездов, капремонту вагонов ЭД4М и сборки моторных тележек. Также был построен быстровозводимый модуль контрольно-испытательной станции на 2 дополнительные позиции (позволили увеличить производственные мощности сразу на 20%), а в цехе ремонта вагонов обустроен проем ворот для сквозной железнодорожной ветки. Предприятие провело обновление 1600 м2 производственных и санитарно-бытовых помещений, на сборочном участке моторных тележек установлен новый стенд-кантователь, позволяющий поворачивать раму тележки вокруг оси на 180° и фиксировать ее в любом промежуточном положении. В результате внедрения модуля управления эталонной линией на обновленном участке появилась возможность контролировать ритмичность сборки тележек в онлайн-режиме.
В этом же году на ДМЗ было завершено строительство двух электрифицированных путей общей протяженностью 760 м для проверки составов под напряжением. Расширение этих мощностей позволит сократить время ожидания испытаний для готовых поездов.
Завод оптимизирует и складское хозяйство. Прошлой весной открылся новый участок, обеспечивающий деталями сварочное производство электропоездов. Первый такой проект был ранее реализован для комплектации эталонной линии сборки.
Проем ворот для сквозной железнодорожной ветки в цехе ремонта на ДМЗ. Источник: ТМХ
Программа цифровой трансформации на ДМЗ идет уже почти 5 лет, с октября 2018 года. Она призвана сделать производство и управление прозрачнее и эффективнее, повысить качество продукции. Одним из важнейший проектов стало внедрение системы мониторинга внутризаводского транспорта. Парк из 51 единицы автотранспорта был оснащен комплектами оборудования, отслеживающими их состояние и местонахождение, что позволило сократить затраты на топливо и улучшить производственную логистику. В рамках обновленной стратегии цифровой трансформации ТМХ на площадке ДМЗ к реализации планируются 11 проектов, включающие в частности внедрение цифрового имитационного моделирования предприятия, онлайн-мониторинг работы производственного оборудования и другие решения.
Важнейшим же импортозамещающим мероприятием на ДМЗ сегодня является развитие производства редукторов для железнодорожного моторвагонного подвижного состава и вагонов метро. Оно реализуется при поддержке Фонда развития промышленности: льготный займ в 1,45 млрд руб. под комплексный проект развития компетенций производства пассажирского транспорта был одобрен для ДМЗ в августе прошлого года. Проект имеет стратегическое значение для технологического суверенитета – на данный момент производство редукторов в России отсутствует. Сейчас уже заключены договоры на поставку 11 единиц производственного оборудования, идет их поставка, а также необходимые строительно-монтажные работы. Согласно бизнес-плану, в начале 2024 года должны быть созданы мощности, позволяющие выпускать до 1200 редукторов в год.
Всего в 2023 году ДМЗ планирует произвести 528 вагонов электропоездов нового формирования – это один из самых высоких показателей в истории завода. Сегодня доля ДМЗ в структуре выпуска электропоездов в России выросла до 75%, а сам подвижной состав является примером многолетней работы ТМХ в интересах технологического суверенитета страны.
***
«Трансмашхолдинг» — №1 среди производителей железнодорожного и городского рельсового транспорта в России и СНГ, № 5 в мире. Компания предлагает полный спектр продуктов и услуг: от дизайна и разработки нового подвижного состава до модернизации, сервисных контрактов жизненного цикла и цифровых систем управления движением. ТМХ – российская компания со штаб-квартирой в Москве и международными подразделениями в Египте, Белоруссии и Казахстане. В структуру холдинга входит 12 производственных и сборочных площадок в России и других странах мира, а география работы охватывает более 30 государств. Официальный сайт: tmholding.ru
Реклама. Erid: 4CQwVszH9pUiKzV2rfh