Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Энергетические установки ТМХ: амбициозные масштабы в интересах суверенизации

20 октября 2023
Время чтения ~ 15 мин
Производство дизельный двигателей на Коломенском заводе
Производство дизельных двигателей на Коломенском заводе. Источник: Коломенский завод
Время чтения ~ 15 мин

Россия: Согласно утвержденной правительством концепции технологического развития, коэффициент зависимости от импортных технологий в стране должен снизиться с 68 до 27%. Одна из отраслей, где необходимо совершить прорыв, — производство двигателей и силовых установок. Ключевая роль в достижении суверенитета отводится крупным игрокам рынка, которые интегрируют производство с конструкторской и научно-образовательной базой. «Трансмашхолдинг» (ТМХ), ведущий производитель подвижного состава в России, взял курс на самодостаточность по силовым установкам задолго до ужесточения санкций последних лет.

Консолидация ресурсов

Еще в середине 2000-х годов ТМХ приобрел Коломенский завод и «Пензадизельмаш», вложив значительные средства в их восстановление после развала советской экономики и застоя конца прошлого века. Сегодня это поставщики дизелей и турбокомпрессоров не только для нужд холдинга, но и для судовой техники, карьерных самосвалов, объектов малой и атомной энергетики. Коллекторные и асинхронные электродвигатели, генераторы для подвижного состава выпускает созданное в 2018 году дочернее предприятие «ТМХ-Электротех», находящееся в Новочеркасске.

Три названных предприятия, а также саратовский завод автономных источников тока (ЗАИТ) и ряд других активов входят в «ТМХ — Энергетические решения» (ТМХ-ЭР). Компания была учреждена в 2020 году, чтобы вывести работу с заказчиками энергопродукции на уровень комплексного инжиниринга. Помимо дизельного и электромашиностроительного направлений, в работе у ТМХ-ЭР находятся проекты, связанные с газовым топливом и водородной тягой. Стратегическим инвестиционным партнером является Госкорпорация «Росатом», интересы которой в разных отраслях в России и за рубежом продвигает компания «Русатом Оверсиз».

Все перечисленные выше производства играют важную роль в работе ТМХ по углублению выпуска компонентной базы и реализации стратегии технологического развития холдинга до 2026 года. На предприятиях ТМХ-ЭР продолжается масштабная модернизация. Она не могла быть возможна без значительной помощи от Фонда развития промышленности и других инструментов господдержки. В условиях санкционного давления это позволило ускорить импортозамещение агрегатов и комплектующих, оперативно реагировать на запросы в рамках внутрихолдинговой кооперации.

Коломенский завод вырастет в кластер

Наиболее впечатляющие метаморфозы переживает Коломенский завод — основной российский поставщик среднеоборотных дизельных двигателей и единственный в стране производитель магистральных пассажирских тепловозов и электровозов постоянного тока.

За 2018–2022 годы объем инвестиций в техперевооружение завода превысил 12,5 млрд рублей. Установлено более 200 единиц металлообрабатывающего оборудования, обновлен парк грузоподъемной техники и участок обработки блоков цилиндров. Организован центр компетенции по выпуску компонентов топливной аппаратуры без «ручной» доводки комплектов. Машиносборочный цех также был модернизирован с расчетом на рост производства. Кроме того, был освоен ремонт тепловозов и дизелей. Знаковым событием стало создание Инжинирингового центра двигателестроения ТМХ, который объединил 260 конструкторов.

В сентябре 2023 года на заводе открылся центр испытания двигателей, строительство которого обошлось в 3,4 млрд рублей. Он позволит кратно увеличить мощности для проведения приемосдаточных испытаний как новых двигателей, так и тех, что проходят заводской капремонт. На площади около 9 тыс. кв. м разместились 12 испытательных стендов. Каждый из них находится в отдельном боксе с пожарной и шумоизоляцией, управление осуществляется с помощью автоматизированной системы.

Центр испытания двигателей Коломенского заводаОдин из стендов центра испытания двигателей на Коломенском заводе. Источник: Коломенский завод

В 2023-2027 годах при поддержке государства в развитие предприятия планируется вложить еще 26 млрд рублей. Появятся новые центры компетенций — по производству компонентов цилиндропоршневой группы и коленчатых валов. Будут созданы участки комплексных линий по изготовлению вкладышей и шатунных втулок, распределительных валов, приводов насосов. Предусмотрена разработка новых модификаций двигателей (в том числе экспортного исполнения) для локомотивов, судовой техники, электростанций.

Сегодня на базе Коломенского завода и Инжинирингового центра двигателестроения ТМХ при поддержке правительства Московской области формируется кластер полного цикла — от обучения кадров до проектирования, выпуска компонентов и сборки готовой продукции для разных отраслей: уникальных двигателей в диапазоне 0,8–7,3 МВт, регуляторов частоты вращения и пусковых преобразователей. Участниками кластера, рассчитанного на 7,5 тыс. рабочих мест, станут также ВНИКТИ, колледж «Коломна», местные фирмы-изготовители комплектующих «ДиМикрос», «Сомэкс», НПФ «Технокомплект» и Брянский машиностроительный завод, входящий в ТМХ. Кластер должен начать работу до конца текущего года, а в 2027-м завершится ввод сопутствующих объектов социальной и образовательной инфраструктуры.

Дизельные новинки для тепловозов и АЭС

В этом году на Коломенском заводе идет внедрение серийного производства дизель-генераторов 18-9ДГМ мощностью 3100 кВт для новых магистральных грузовых тепловозов 3ТЭ28. Эта серия локомотивов производства Брянского машиностроительного завода (БМЗ, входит в ТМХ) разработана для вождения поездов массой 7,1 тыс. т по участкам БАМа и Транссиба со сложным рельефом, при этом на равнине масса поезда может достигать 18,3 тыс. т.

3ТЭ28 призваны стать альтернативой тепловозам 3ТЭ25К2М, где использовался дизель американского производства. Применение инверторного пуска позволило не включать в состав 18-9ДГМ стартер-генератор и возбудитель, их механические приводы, конструктивно упростить узел привода распределительного вала. Двигатель имеет обновленный тяговый агрегат и микропроцессорную систему управления, соответствует экологическим нормативам. План по выпуску 18-9ДГМ до конца текущего года — 87 дизель-генераторов для 29 локомотивов.

Дизель-генератор 18-9ДГМ, созданный для магистрального тепловоза 3ТЭ28 Дизель-генератор 18-9ДГМ, созданный для магистрального тепловоза 3ТЭ28. Источник: Коломенский завод

Следующий перспективный брянский тепловоз платформы ТЭ30, которая также в первую очередь предназначена для Восточного полигона, планируется оснащать другими новыми дизель-генераторами — 16ЛДГ220. Его максимальная мощность должна составить 3300 кВт при 1000 об/мин. Удельный расход топлива на номинальной мощности должен составит 215+10,75 г/кВт*ч, а вредные выбросы будут соответствовать принятому в национальном стандарте нормативу «Стадия 3А».

Летом 2023 года завершились приемочные испытания самого мощного из двигателей Коломенского завода за всю его историю — дизель-генератора 20ЭДГ500. Он является частью дизель-генераторной установки (ДГУ) мощностью 6,3 МВт, которая будет обеспечивать резервное энергоснабжение Курской АЭС-2. По расходу топлива и масла, ресурсу, приемистости 20ЭДГ500 не уступает импортным аналогам. О поставке установок с дизелями нового поколения ТМХ и «Росатом» договорились в 2022 году.

Успех на зарубежных рынках

Ряд новых разработок коломенских двигателестроителей обладает существенным экспортным потенциалом. Так, с 2025 по 2027 год планируется поставить 20 высокомощных двигателей серии Д500 в Египет — на первую в стране АЭС «Эль-Дабаа», которую возводят при участии ГК «Росатом».

В рамках соглашения между ТМХ и Белорусским автомобильным заводом для самосвала БЕЛАЗ-75304 грузоподъемностью 220 т создан среднеоборотный восьмицилиндровый дизель-генератор 16-36ДГ мощностью 1765 кВт. Он долговечнее и экономичнее в обслуживании, чем импортные агрегаты, и может быть использован как при постройке техники с нуля, так и при ее ремоторизации.

Самосвал БелАЗ-75304 с коломенским дизелем 16-36ДГ на международной выставке «Уголь России и майнинг» в Новокузнецке Самосвал БелАЗ-75304 с коломенским дизелем 16-36ДГ на международной выставке «Уголь России и майнинг» в Новокузнецке. Источник: Коломенский завод

Самосвал, который раньше оснащали американскими дизелями Cummins, сейчас испытывают на карьере в Кузбассе. До конца 2023 года предполагается изготовить не менее 20 двигателей 16-36ДГ для сборки опытно-промышленной партии обновленных БелАЗов.

Малая генерация и проекты альтернативной тяги

В Чувашии должна быть построена сеть мини-ТЭЦ, оборудованных коломенскими газопоршневыми двигателями 1-9ГМГ. Соответствующее соглашение с правительством республики и оператором проекта на сумму более 5 млрд рублей ТМХ-ЭР заключил в июне 2023 года. Компания заинтересована в тиражировании проектов малой генерации по стране. Такие мини-ТЭЦ могут служить до 20 лет при пятилетней расчетной окупаемости.

В части альтернативной тяги ведутся разработки по применению сжиженного природного газа (СПГ), V-образный восьмицилиндровый двигатель 1-9ГМГ мощностью 900 кВт, разработанный в 2022 году, уже прошел испытания и применяется в составе электростанций на территории Коломенского завода. Его удельный расход газа при полной мощности составляет 207 + 10,35 г/кВт*ч. Ремонтопригодность и экономичность обслуживания обеспечивает 80%-я унификация с дизелями типа Д49. За счет распределенной системы подачи топлива показатели приемистости выше, чем при внешней газоподаче.

В то же время двигатель-генератор 9ГМГ является ключевым узлом ТЭМ29 — перспективного работающего на сжиженном природном газе маневрового тепловоза, созданием которого занимается БМЗ. В проработке находится и магистральный газовый тепловоз 3ТЭ30Г. К концу текущего года Коломенский завод намерен представить опытный образец его двигателя — V-образного 16-цилиндрового газодизеля 16ГДГ220 номинальной мощностью 3300 кВт. Росту спроса на газовые двигатели будет способствовать стимулирование рынка газомоторного топлива со стороны государства в части его внедрения на железнодорожном транспорте.

«Зеленая» повестка ТМХ-ЭР не исчерпывается темой сжиженного газа. Так, совместно с РЖД, ГК «Росатом» и Сахалинской областью компания разрабатывает проект запуска движения поездов на водородном топливе.

«Пензадизельмаш» расширяет продуктовую линейку

Дизель-генераторы 1-ПДГ4Д и 1-ПДГ4А для маневровых тепловозов и две серии турбокомпрессоров — текущая основная продукция «Пензадизельмаш», применяемая также в составе силовых установок судов и электростанций. В ближайших планах у предприятия — разработка новых турбокомпрессоров типа ТКР с радиальной турбиной, а также турбокомпрессоров для двигателей большой мощности семейства Д500 с общим объемом выпуска до 1,5 тыс. штук в год. Кроме того, предприятие начнет проводить капитально-восстановительные ремонты дизель-генераторов. Инвестпрограмма 2023 года составляет 2 млрд рублей.

Импортозамещающие генераторы ГПП-840 Импортозамещающие генераторы ГПП-840, производство которых «Пензадизельмаш» ресертифицировал в 2023 году. Источник: Пензадизельмаш

На предыдущей стадии модернизации в 2020 году завод освоил производство тяговых генераторов постоянного тока ГПП-840. Раньше эти комплектующие поставлялись с Украины. Они предназначены для флагманской модели маневровых тепловозов ТМХ — ТЭМ18ДМ. Их эксплуатируемый парк на данный момент превышает 2,2 тыс. машин. К сентябрю текущего года завод «Пензадизельмаш» изготовил уже 600 таких генераторов.

«ТМХ-Электротех»: двигатели для новых локомотивов, «Иволги» и метро

Важность перехода от коллекторного тягового привода к более эффективному асинхронному обозначена в Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года. Западные продукты и технологии, на которые отрасль опиралась в данной сфере, требуют замены. «ТМХ-Электротех» и конструкторы «ТМХ Инжиниринг» системно работают над собственными решениями для подвижного состава холдинга.

Инвестпрограмма «ТМХ-Электротех» объемом 6 млрд рублей до 2025 года предусматривает рост выпуска асинхронных тяговых электродвигателей для магистральных локомотивов на 35% — до 5,7 тыс. в год, тяговых электродвигателей для электропоездов и вагонов метро — до 2,7 тыс. в год. Будет создано порядка 500 дополнительных рабочих мест.

В 2023 году сертифицированы две модели асинхронных тяговых двигателей: ДТА-200Т для новых маневровых тепловозов ТЭМ23 и ДТА-380 для последних модификаций электропоездов ЭГЭ2Тв «Иволга», — это первая серийная модель моторвагонного подвижного состава с конструкционной скоростью 160 км/ч, которая полностью спроектирована в России. Установочные партии в 42 и 180 единиц планируются к выпуску до конца года. На испытаниях уже находится и первый асинхронный тяговый двигатель ДТА-170 для поездов метро. Также приемочные испытания прошел ДТА-125 — двигатель для маневрового контактно-аккумуляторного электровоза ЭМКА2, не имеющего аналогов в российском машиностроении. Объем установочной серии этих двигателей определен в количестве 300 единиц.

Асинхронный электродвигатель ДТА-380 Асинхронный электродвигатель ДТА-380 для электропоездов «Иволга». Источник: ТМХ

Применение продукции «ТМХ-Электротех» закладывается и в перспективном грузовом газотепловозе 3ТЭ30Г. В августе этого года на предприятии начали изготавливать опытные образцы тягового синхронного генератора ГТСН-3150. Один из них уже передан на Коломенский завод для отладки газодизель-генератора 16ГДГ220, которым будет оснащен локомотив.

Другое важное предприятие в периметре ТМХ-ЭР — саратовский ЗАИТ, крупнейший в России производитель щелочных аккумуляторов и аккумуляторных батарей для железнодорожного транспорта. ТМХ комплектует его продукцией современные пассажирские вагоны и поезда, магистральные и маневровые локомотивы, вагоны метро. С начала 2023 года ЗАИТ увеличил отгрузки на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В планах у ЗАИТ — освоение выпуска литий-ионных аккумуляторов и систем накопления энергии на их основе.

Заказчикам — качественный сервис

ТМХ-ЭР объявила приоритетом высокий уровень сервиса с момента своего создания. Как и весь холдинг, компания сопровождает свою продукцию на протяжении ее жизненного цикла. Предприятия развивают мощности по ремонту, оказывают поддержку заказчикам в процессе конструирования, испытаний и эксплуатации изделий. Цифровые инструменты делают эту работу максимально эффективной.

В свою очередь сами потребители инициируют многие инновации, которые затем воплощаются в жизнь специалистами ТМХ-ЭР. Такая синергия и умение слышать клиента служат залогом успеха на много лет вперед, а реализуемая ТМХ при поддержке государства масштабная программа развития должна вывести российское двигателестроение на новый, по-настоящему суверенный уровень.

***

«Трансмашхолдинг» — № 1 среди производителей железнодорожного и городского рельсового транспорта в России и СНГ, № 5 в мире. Компания предлагает полный спектр продуктов и услуг: от дизайна и разработки нового подвижного состава до модернизации, сервисных контрактов жизненного цикла и цифровых систем управления движением. ТМХ — российская компания со штаб-квартирой в Москве и международными подразделениями в Египте, Беларуси и Казахстане. В структуру холдинга входит 12 производственных и сборочных площадок в России и других странах мира, а география работы охватывает более 30 государств. Официальный сайт: tmholding.ru.

Реклама. Erid: Kra23Z4ee