Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

В российский высокоскоростной поезд закладываются технологии автоматизации уровня УА3

13 декабря 2023
Время чтения ~ 3 мин
Проект дизайна российского высокоскоростного поезда, набравший больше всего голосов в опросе РЖД
Проект дизайна российского высокоскоростного поезда, набравший больше всего голосов в опросе РЖД. Источник: РЖД
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 3 мин

Россия: В понедельник о планах внедрения системы автоведения в разрабатываемый подвижной состав сообщил замгендиректора РЖД Олег Тони на заседании в Совете Федерации по развитию транспортного комплекса в регионах России.

«Первый российский высокоскоростной электропоезд будет оборудован цифровой системой управления и автоведения на базе ИИ», — приводит цитату его выступления ТАСС. В ответ на запрос ROLLINGSTOCK руководитель проекта РЖД по беспилотным поездам, замгендиректора НИИАС Павел Попов сообщил, что в перспективную машину закладываются соответствующие технологии. По его словам, такое решение принято для того, чтобы к моменту запуска в эксплуатацию поезд по своим возможностям к моменту запуска в эксплуатацию соответствовал актуальным технологическим трендам в отрасли. В мае глава РЖД Олег Белозеров заявлял, что натурный образец поезда должен быть готов к 2027 году.

Так, на поезде должны быть установлены система технического зрения, а также оборудование для дистанционного управления подвижным составом и его высокоточного позиционирования. Как говорит Павел Попов, эти технологии дадут возможность автоматизации эксплуатации на уровне УА3, предполагающем автоведение с персоналом на борту.

Сейчас внедрение такого уровня автоматизации прорабатывается при движении электропоездов «Ласточка» на Московском центральном кольце. «Сравнительные испытания компьютерных систем и машинистов показывают, что техническое зрение обнаруживает препятствия в среднем на 14 секунд раньше машинистов», — отмечает Павел Попов. Однако автоматизация магистрального движения при более высокой скорости (360 км/ч у создаваемого поезда против 160 км/ч у «Ласточки») еще потребует решения ряда сложных технологических задач.

Испытания удаленного управления движением двух поездов «Ласточка» на МЦК, апрель 2023. Источник: РЖД

Разработку высокоскоростного поезда ведет Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта (ИЦ ЖТ, совместно учрежден РЖД и «Синара – Транспортные Машины», СТМ, в 2019 году). Его первым маршрутом эксплуатации предполагается высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург. В ходе заседания в Совете Федерации директор департамента госполитики в области железнодорожного транспорта Минтранса России Александр Федорчук сообщил, что ведомство планирует до конца года представить доработанный проект ВСМ в части финансирования и сроков строительства. Этим летом в СТМ сообщали, что ожидают заказа в 2028-2032 годах на 50 восьмивагонных высокоскоростных поездов с перспективой увеличения поставок до 75 машин. При этом в презентации Олега Тони было отмечено, что в проект поезда закладывается возможность модификации для перевозки высокодоходных и специальных грузов.

О технологиях для ВСМ Москва - Санкт-Петербург из презентации замгендиректора РЖД Олега Тони в Совете Федерации О технологиях для ВСМ Москва — Санкт-Петербург из презентации замгендиректора РЖД Олега Тони в Совете Федерации (увеличить). Источник: РЖД ТВ

На данный момент планы повышения автоматизации движения высокоскоростных поездов до третьего и четвертого (GoA3 и GoA4) уровней автоматизации анонсировали в Японии. Так, перевозчик JR East сообщал, что планирует в конце 2020-х годов внедрить уровень автоматизации GoA4 в Ниигате при маневровом движении поездов от депо до центрального вокзала. В свою очередь на магистральном движении из Ниигаты в Токио с пассажирами автоматизация предполагается на уровне GoA3 и планируется к внедрению в 2030-х годах.

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK