Россия: Предприятия в Твери, Камешково и Санкт-Петербурге, входящие в дивизион «Интерьер и экстерьер» ГК «Ключевые системы и компоненты» (ГК КСК), планируют в 2024 году запустить в серийное производство компоненты для выпускаемых «Трансмашхолдингом» (ТМХ) вагонов метро платформ «Москва» и «Балтиец», электропоездов ЭП2ДМ, электровозов 2- и 3ЭС5К «Ермак», а также маневровых тепловозов ТЭМ23. При выпуске новых изделий дивизион освоит ряд перспективных производственных технологий.
Например, широкое применение должен получить метод вакуумной инфузии, внедренный в 2023 году на площадке «НПО «ВОЯЖ» в Твери при изготовлении элементов наружного корпуса обитаемого подводного аппарата «Ясон». С применением этой технологии в 2024 году ГК КСК планирует запустить серийное производство маски кабины машиниста для поезда метро нового поколения на площадке в Камешково. Также в планах компонентного холдинга изготовление опытных образцов изделий по технологиям SMC и BMC формования. «Использование таких технологий позволит сократить долю ручного труда, снизить себестоимость, сократить такт производства, а еще — существенно ускорить процесс, уменьшив при этом технологические потери», — отмечает руководитель проекта «НПО «Вояж» Иван Касаев.
К другим перспективным технологиям, которые будут внедрять на площадках ГК КСК в 2024 году, относятся аддитивное воспроизводство матриц и запуск роботизированного комплекса водной резки.
Первая технология позволит изготавливать разные виды матриц в 6 раз быстрее ручного метода. Она напоминает принцип работы 3D-принтера: на выходе получается готовая матрица, которую в дальнейшем можно переработать в гранулы и изготовить другую матрицу. А роботизированный комплекс водной резки предназначен для высокоточной обрезки стеклопластика струей воды давлением 6000 атмосфер. В сравнении с ручной обрезкой комплекс позволит сократить время обработки стеклопластиковых изделий, повысить качество резки и значительно улучшить условия труда на площадке.
В целом на площадке «НПО «Вояж» в Камешково начнется техническое перевооружение завода, его программа уже утверждена. Главная цель — создать центр компетенций по производству модульных кабин машиниста. Площадку оснастят современными камерами формования, обрезки, окраски, расширят сварочное производство, модернизируют действующие участки и сформируют новые. Сейчас прорабатывается вопрос привлечения средств господдержки на реализацию этого проекта — через программы Фонда развития промышленности.
Для предприятия «ПФ «КМТ» в Санкт-Петербурге ключевыми направлениями на 2024 год остаются поставки дверных и оконных систем на поезда проектов «Балтиец», «Москва» и «Иволга», по которым планируется увеличение объемов производства. В 2024 году предприятие планирует поставки на модернизированные вагоны метро, а также изготовление опытных образцов дверей и окон для проекта новой уницифированной платформы моторвагонного подвижного состава ТМХ. Для Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ, входит в ТМХ) петербургская площадка будет поставлять оконные и дверные системы для комплектации двухэтажных вагонов модели 61-4492.
В свою очередь в 2024 году Инженерный центр КСК в Твери будет разрабатывать конструкторскую документацию на элементы интерьера, экстерьера и туалетные модули для упомянутой ранее новой платформы поездов с распределенной тягой. Также запланирована разработка туалетных систем и комплексов для электропоездов ЭС104 и ЭС105 производства «Синара – Транспортные Машины».
Ключевые перспективные продукты дивизиона «Интерьер и экстерьер»
Головной вагон модернизированного поезда метро платформы «Москва». Источник: mos.ru
Для поезда метро «Москва»
Дивизион изготавливает маску кабины машиниста с трапом и элементы интерьера вагона. Первые опытные образцы маски выполнены осенью 2023 года на предприятии «НПО «ВОЯЖ» в Твери. Серийный выпуск компонентов для нового метропоезда будет запущен в первой половине 2024 года на площадке в Камешково. Кроме того, Инженерный центр КСК запланировал разработку конструкторской документации на дверные и оконные системы, облицовки, перегородки, комплекты диванов и маски кабины машиниста по другим перспективным проектам метро.
Поезд «Балтиец» на Кировского-Выборгской линии метро Санкт-Петербурга. Источник: ТМХ
Для поезда метро «Балтиец»
На стадии разработки у специалистов «НПО «ВОЯЖ» — элементы интерьера для вагона метро «Балтиец». В прошлом году завершалась постановка на производство, а серийный выпуск сидений салона запустят в первой половине 2024 года.
Электропоезд ЭП2ДМ-0227 на станции Москва-Каланчевская. Источник: Transport_moscow/railgallery
Для электропоезда ЭП2ДМ
Для ЭП2ДМ дивизион работает в трех направлениях: интерьер вагонов, кресла и кабина машиниста. В 2023 году были отгружены опытные образцы элементов интерьера: облицовки, зоны входа, торцевые шкафы, оконные панели, карнизы и т. д. Сейчас изделия проходят испытания в составе вагона. Запуск серийного производства запланирован на 2024 год.
Электровоз 3ЭС5К с новой кабиной. Источник: Копылов Н. О./railgallery
Для электровозов 2- и 3ЭС5К «Ермак»
Первый опытный образец кабины машиниста для электровозов платформы «Ермак» был изготовлен в конце ноября 2023 года в Камешково на «НПО «Вояж». Далее изделие пройдет сертификационные испытания в составе электровоза. Серийный выпуск кабин начнется в 2024 году. Там же будут изготавливаться кабины (не менее 360 единиц в год) для четырех моделей подвижного состава: поезда метро «Балтиец», пассажирского электровоза ЭП1М, электропоездов ЭГЭ2Тв «Иволга» и ЭП2ДМ.
Маневровый тепловоз ТЭМ23 на Череповецком металлургическом комбинате. Источник: Северсталь
Для маневрового тепловоза ТЭМ23
Модульная кабина машиниста — новый продукт, разработкой которого специалисты Инженерного центра КСК займутся в 2024 году. Кабина «в сборе» будет укомплектована системой кондиционирования, пультом машиниста, световой техникой и другим внутренним оборудованием. Модульная технология — актуальное требование заказчика, переход на нее должен позволить оптимизировать сборочный процесс на конвейерах предприятий ТМХ.
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK