Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Innotrans 2022: обзор представленного пассажирского подвижного состава

3 октября 2022
Время чтения ~ 14 мин
МВПС и другой подвижной состав на Innotrans 2022
МВПС и другой подвижной состав на Innotrans 2022. Источник: Gerhard Greiter, twitter.com
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 14 мин

Германия: Alstom, Hitachi Rail, Siemens Mobility, Stadler и ряд других игроков рынка презентовали свои поезда в рамках выставки InnoTrans в Берлине. Среди них экспонировались три новинки. Свои решения по водородной тяге для пассажирских перевозок представили Stadler и Siemens Mobility, а поезд Coradia iLint пионера этой области — Alstom — доставлял посетителей выставки до места ее проведения. В то же время экспозиция пассажирских вагонов локомотивной тяги была представлена новыми решениями для перевозчика Deutsche Bahn (DB).

Водородный поезд FLIRT H2 от Stadler

Одним из главных дебютов салона стал водородный двухвагонный поезд FLIRT H2. Главное отличие FLIRT H2 от двух других водородных поездов — Alstom Coradia iLint и Siemens Mireo Plus H — заключается в расположении топливных элементов и бака. Если в поездах Alstom и Siemens они установлены на крыше, то в поезде Stadler — между вагонами в промежуточной секции. В то же время принцип работы силовой установки FLIRT H2 во многом схож с Coradia iLint и Siemens Mireo Plus H. В топливном элементе от Ballard водород вступает в реакцию «холодного горения» с кислородом, в результате чего образуется вода и вырабатывается электроэнергия, которая заряжает блок тяговых аккумуляторных батарей, закрепленных на крыше, также аккумуляторы накапливают энергию рекуперативного торможения. В свою очередь батареи подают энергию в тяговый преобразователь, расположенный на крыше, затем энергия передается в тяговый двигатель, который приводит в движение колеса.

Как заявляет производитель, FLIRT H2 может работать весь день без дозаправки. Однако поезд сильно уступает Coradia iLint и Mireo Plus H по заявляемому запасу хода (460 км против 1 тыс. и 800 и км при сопоставлении в двухвагонном исполнении). Однако стоит отметить, что накануне InnoTrans поезд Coradia iLint на практике показал существенно больший запас хода, чем заявляется в спецификации: машина без дозаправки преодолела 1175 км по Германии.

Водородный поезд Stadler FLIRT H2 Водородный поезд Stadler FLIRT H2. Источник: railway-news.com

Кроме того, у FLIRT H2 отличаются и показатели времени заправки и максимальной скорости (30 минут против 15 минут у Alstom и Siemens, 130 км/ч против 160 км/ч у обоих производителей). В поезде предусмотрены места для сидения 108 пассажиров. Отдельно подчеркивается, что он предназначен для эксплуатации при высоких температурах окружающей среды до +49°C.

Поезд FLIRT H2, презентованный на выставке, произведен по заказу транспортной администрации американского округа Сан-Бернардино SBCTA. Соответствующий контракт на поставку одного поезда с опционом еще на 4 единицы был заключен в 2019 году. Первый FLIRT H2 должен быть введен в эксплуатацию в 2024 годe на линии протяженностью 14 км между городом Сан-Бернардино и университетским комплексом. Также в рамках Innotrans 2022 Stadler подписала меморандум о взаимопонимании с транспортным агентством штата Калифорния CalSTA и департаментом транспорта Калифорнии Caltrans на поставку четырех FLIRT H2, рассматривается возможность приобретения еще 25 единиц.

Салон водородного поезда Stadler FLIRT H2 Салон водородного поезда Stadler FLIRT H2. Источник: gleis3a, twitter.com

Пульт управления водородного поезда Stadler FLIRT H2 Пульт управления водородного поезда Stadler FLIRT H2. Источник: gleis3a, twitter.com

Гибридный поезд FLIRT TRIMODAL от Stadler

Другой новинкой, представленной швейцарским производителем, стал поезд FLIRT TRIMODAL с тягой от контактной сети переменного тока, аккумуляторных батарей и дизельного двигателя уровня Stage V и мощностью 480 кВт. При этом в условиях эксплуатации приоритетным является использование электрической тяги. Силовая установка, включающая аккумуляторы и двигатель, расположена в отдельном отсеке между вагонами. Максимальная скорость поезда составляет 120 км/ч, ускорение — 1,1 м/с². Кузова вагонов изготовлены из алюминиевых профилей, а передняя часть кабины машиниста выполнена из армированного стеклопластика.

Контракт на поставку 17 четырехвагонных и 7 трехвагонных поездов FLIRT TRIMODAL был заключен с британским перевозчиком TfW в 2019 году. Пассажировместимость чытерехвагонного исполнения составит 204 человека, включая 158 сидячих мест, трехвагонного — 148 пассажиров при 118 сидячих местах. Сейчас подвижной состав находится на финальной стадии испытаний, предполагается, что до конца 2022 года первые поезда будут введены в эксплуатацию.

Гибридный поезд Stadler FLIRT TRIMODAL Гибридный поезд Stadler FLIRT TRIMODAL. Источник: railway-news.com

Силовая установка поезда Stadler FLIRT TRIMODAL Силовая установка поезда Stadler FLIRT TRIMODAL. Источник: railway-news.com

Салон поезда Stadler FLIRT TRIMODAL Салон поезда Stadler FLIRT TRIMODAL. Источник: railway-news.com

Также Stadler экспонировала еще один поезд платформы FLIRT — двухвагонный гибридный FLIRT Akku с тягой от контактной сети и аккумуляторных батарей. Его премьера состоялась на прошлой выставке Innotrans в 2018 году, а летом 2019 года компания заключила контракт с транспортным объединением немецкой федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн NAH.SH, который включает поставку 55 двухвагонных FLIRT Akku и их техническое обслуживание в течение 30 лет. Один из первых поездов для NAH.SH был представлен на текущей выставке. В нем предусмотрено 124 места для сидения. Максимальная скорость заявлена на уровне 160 км/ч, запас хода в аккумуляторном режиме — 150 км (однако зимой-2021 поезд установил рекорд, проехав 224 км без подзарядки батареи), время подзарядки батарей от контактной сети — 15 минут. Всего в этом году NAH.SH должно получить 5 поездов FLIRT Akku, ввод в эксплуатацию остальных запланирован с мая 2023 года до середины 2024 года.

Гибридный поезд Stadler FLIRT Akku Гибридный поезд Stadler FLIRT Akku. Источник: gleis3a, twitter.com

Салон поезда Stadler FLIRT Akku Салон поезда Stadler FLIRT Akku. Источник: gleis3a, twitter.com

Гибридный поезд Mireo Plus B от Siemens Mobility

Еще одной премьерой стал двухвагонный поезд Mireo Plus B с тягой от контактной сети и аккумуляторных батарей, выпущенный по заказу немецкой федеральной земли Баден-Вюртемберг. Соответствующий контракт, подписанный в 2020 году, предусматривает поставку с конца 2023 года 27 таких поездов. В портфеле заказов компании также находятся два контракта на поставку обшей сложности 38 машин Mireo Plus B для европейских пассажирских перевозчиков NEB и Midtjyske Jernbaner. Как заявляет производитель, запас хода у поезда составляет 80 км, а максимальная скорость — до 140 км/ч. Двухвагонное исполнение предусматривает 120 мест для сидения. Литий-ионные батареи с длительным сроком службы размещены в двух контейнерах под кузовами вагонов и могут заряжаться как от контактной сети, так и за счет энергии рекуперативного торможения.

Гибридный поезд Siemens Mireo Plus B Гибридный поезд Siemens Mireo Plus B. Источник: wikimedia.org

Салон поезда Siemens Mireo Plus B Салон поезда Siemens Mireo Plus B. Источник: gleis3a, twitter.com

Также на Innotrans 2022 был презентован водородный поезд Siemens Mireo Plus H, который был впервые показан публике в мае этого года. До этого пригородный немецкий перевозчик NEB сделал первый заказ на поставку 7 таких двухвагонных поездов. Планируется, что введение подвижного состава в эксплуатацию начнется в конце 2024 года. Кроме того, Siemens показала частично двухэтажный электропоезд Desiro HC для немецкого перевозчика ODEG. В рамках контракта компания должна поставить 21 шестивагонный поезд с 637 местами для сидения и два четырехвагонных поезда с 400 местами. Головные вагоны будут одноэтажными, промежуточные — двухэтажными.

Водородный поезд Siemens Mireo Plus H Водородный поезд Siemens Mireo Plus H. Источник: railway-news.com

Электропоезд Coradia Stream HC от Alstom

Французский производитель представил частично двухэтажный электропоезд Coradia Stream HC для национальной железнодорожной компании Люксембурга CFL. Как и в случае с Desiro HC, головные вагоны являются одноэтажными, промежуточные двухэтажные. Поезд может развивать скорость 200 км/ч и оснащен системой автоведения с уровнем автоматизации GoA2. Всего CFL заказало в 2018 году 34 таких поезда, которые будут постепенно вводиться в эксплуатацию с лета 2023 года. Также в дни проведения выставки Alstom запустила свой водородный поезд Coradia iLint на линии между станциями Берлин-Шпандау и Берлин-Остбанхоф, одна из станций на маршруте расположена рядом с выставочным центром Messe, где традиционно проводится Innotrans.

Частично двухэтажный электропоезд Coradia Stream High Capacity Частично двухэтажный электропоезд Coradia Stream HC. Источник: Jeremy Zabatta/Paperjam

Cалон электропоезда поезда Coradia Stream HC Cалон электропоезда поезда Coradia Stream HC. Источник: gleis3a, twitter.com

Гибридный поезд Blues от Hitachi Rail

В свою очередь Hitachi Rail впервые экспонировала четыревагонный поезд Blues с гибридной силовой установкой с тягой от дизельного двигателя, контактной сети и аккумуляторных батарей. Ранее в нескольких итальянских городах выставлялся только макет головного вагона. Гибридные поезда Blues были спроектированы на основе платформы Hitachi Caravaggio специально для участия в тендере на поставку до 135 таких поездов в различные регионы Италии, объявленном национальным перевозчиком Trenitalia в 2017 году. Первые поезда Blues должны быть доставлены в регион Тоскана к концу 2022 года, ввод в эксплуатацию намечен на 2023 год.

Поезда Blues могут развивать максимальную скорость 160 км/ч при ускорении 1,1 м/с2.  Дизельный двигатель нового поезда соответствует стандартам выбросов Stage V. В зависимости от составности поезда получили обозначения HTR.312 (трехвагонный) и HTR.412 (четырехвагонный). HTR.312 длиной 66,8 м может вмещать 224 пассажиров, в свою очередь HTR.412 длиной 86 м способен вместить 306 пассажиров.

Гибридный поезд Hitachi Blues Гибридный поезд Hitachi Blues. Источник: Eisenbahn-Kurier

Подвижной состав других производителей

На Innotrans 2022 можно было также увидеть поезда польских производителей Newag и FPS. Первый представил дизель-поезд Impuls 2, оснащенный суперконденсатором. Новая технология позволяет преодолевать до 500 м в аккумуляторном режиме и снизить на 17% расход топлива. Зарядка суперконденсатора происходит от энергии рекупертивного торможения, что, по словам руководителя проекта Newag Томаша Панцерза, идеально подходит для пригородных агломераций с большим количеством остановок. К концу 2022 года Newag планирует поставить польскому Западно-Поморскому воеводству 12 таких машин.

Дизель-поезд Newag Impuls 2, оснащенный суперконденсатором Дизель-поезд Newag Impuls 2, оснащенный суперконденсатором. Источник: urban-transport-magazine.com

В свою очередь FPS показала прототип двухвагонного гибридного поезда Plus, премьера которого состоялась и в 2021 году на выставке TRAKO в Гданьске. Поезд оснащен четырьмя дизельными двигателями с асинхронным приводом мощностью по 390 кВт каждый и соответствующими стандартам выбросов Stage V, а также двумя аккумуляторными батареями общей мощностью 800 кВт. Как заявляет FPS, переключение с одного режима тяги на другой занимает несколько секунд. Пассажировместимость двухвагонного поезда составляет 270 человек.

Гибридный поезд Plus от FPS Гибридный поезд Plus от FPS. Источник: andpe41, twitter.com

Пассажирские вагоны ICE L и Ideenzug для Deutsche Bahn

Экспозиция пассажирских вагонов Deutsche Bahn включала низкопольный вагон локомотивной тяги поездов ICE L производства Talgo и натурный образец двухэтажного вагона Ideenzug («Поезд идей»).  Сама DB в ходе выставки анонсировала значительные планы по инвестициям в подвижной состав: компания планирует направить €19 млрд на закупку техники до 2030 года.

Премьера первого вагона поезда ICE L состоялась еще накануне InnoTrans. Talgo заявляет, что они будут на 20% легче (из расчета на одного пассажира) относительно поездов конкурентов, в первую очередь за счет уникального технологического решения испанского производителя по ходовой части — использование по одной одноосной тележке на вагон. В поездах будут предусмотрены 562 сидячих места, а двери будут расположены на уровне платформ высотой 760 мм. «Твердый» заказ на 23 поезда из 17 вагонов ICE L за €550 млн был сделан в 2019 году, а рамочное соглашение включает потенциальный объем поставок до 100 поездов. Подвижной состав должны начать передаваться немецкому перевозчику со второй половины 2024 года.

Экстерьер низкопольного вагона локомотивной тяги поездов Deutsche Bahn ICE L производства Talgo Экстерьер низкопольного вагона локомотивной тяги поездов Deutsche Bahn ICE L производства Talgo. Источник: gleis3a, twitter.com

Интерьер низкопольного вагона локомотивной тяги поездов Deutsche Bahn ICE L производства Talgo Интерьер низкопольного вагона локомотивной тяги поездов Deutsche Bahn ICE L производства Talgo. Источник: gleis3a, twitter.com

В свою очередь концепт двухэтажного пассажирского вагона Ideenzug («Поезд идей») разработан для региональных перевозок совместно с железнодорожной компанией BEG и дизайнерской студией Neomind. Он предполагает разделение на 4 зоны: рабочую, зону стоячих мест для общения, семейную зону, а также зону сидячих мест с новыми форматом кресел. Проект получил господдержку в размере €1,5 млн. Планируется, что вагон с марта 2023 года пойдет в регулярную эксплуатацию в Баварии.

Экстерьер двухэтажного вагона Ideenzug Экстерьер двухэтажного вагона Ideenzug. Источник: Deutsche Bahn

Интерьер двухэтажного вагона Deutsche Bahn Ideenzug Интерьер двухэтажного вагона Deutsche Bahn Ideenzug. Источник: Deutsche Bahn

Также немецкий перевозчик показал испытательный поезд Advanced TrainLab от Siemens Mobility. Первый такой состав был введен в эксплуатацию в декабре 2018 года, второй — в августе 2021 года. Две передвижные лаборатории используются для исследования цифровых технологий на железнодорожной сети Германии. В качестве платформы использован высокоскоростной четырехвагонный дизель-поезд ICE-TD.