Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

«Транспневматика» начала серийный выпуск тормозов для электропоездов ЭГЭ2Тв и ЭС104

24 апреля 2023
Время чтения ~ 6 мин
Участок контроля дискового тормоза на заводе «Транспневматика»
Участок контроля дискового тормоза на заводе «Транспневматика». Источник: Алексей Столчнев/ROLLINGSTOCK
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 6 мин

Россия: Предприятие ввело в эксплуатацию производственную линию по выпуску систем дискового тормоза для двух моделей электропоездов с конструкционной скоростью 160 км/ч. Суммарный заказ от «Трансмашхолдинга» (ТМХ) и «Синара – Транспортные Машины» (СТМ) на этот год составляет 4,4 тыс. тормозных блоков и 3,3 тыс. тормозных дисков.

О новом производстве

Стоимость проекта создания производства превысила 572 млн руб., из них 199 млн руб. предоставил в качестве льготного займа федеральный Фонд развития промышленности (ФРП) и 30 млн руб. выделил региональный ФРП. Как сообщили на предприятии, средства в том числе пошли на разработку тормозных систем, приобретение высокотехнологического оборудования, наем новых сотрудников. По оценкам, представленным ФРП, планируемый заводом объем выпуска систем дискового тормоза позволит ежегодно оснащать ими до 180 вагонов электропоездов платформы ЭС104 и до 264 вагонов электропоездов ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0».

Литейное производство на заводе «Транспневматика» Литейное производство на заводе «Транспневматика». Источник: Алексей Столчнев/ROLLINGSTOCK

Новые системы являются полностью локализованным продуктом (более 80% комплектующих конечного изделия производится на самом предприятии и 20% закупаются у сторонних поставщиков). Они состоят из тормозного блока и осевых и колесных тормозных дисков. Срок службы при условии своевременного выполнения технического обслуживания может достигать 40 лет со дня ввода в эксплуатацию.

Производственная линия по выпуску систем дискового тормоза для электропоездов ЭГЭ2Тв и ЭС104 на заводе «Транспневматика» Производственная линия по выпуску систем дискового тормоза для электропоездов ЭГЭ2Тв и ЭС104 на заводе «Транспневматика». Источник: Алексей Столчнев/ROLLINGSTOCK

В процессе их создания были использованы 7 собственных запатентованных технических решений предприятия. Разработка велась научно-техническим центром «Транспневматики» (город Арзамас), созданном в 2007 году. Ранее там были созданы тормозные диски для электровоза ЭП20, электропоезда ЭС2Г «Лас­точка» (а также модификации ЭС2ГП «Премиум») и другого подвижного состава. По словам гендиректора «Транспневматики» Владимира Батенкова, инвестиции в разработку составили 50 млн руб.

Колесные тормозные диски для электропоездов ЭГЭ2Тв и ЭС104 Колесные тормозные диски для электропоездов ЭГЭ2Тв и ЭС104. Источник: Алексей Столчнев/ROLLINGSTOCK

Планы по выпуску

Стоит отметить, что «Транспневматика» сертифицировала тормозной диск для электропоезда ЭС2Г еще в ноябре 2016 года. К его серийному производству завод приступил в 2017 году. При этом тормозной блок для ЭС2Г и ЭГЭ2Тв, также входящий в систему дискового тормоза, был сертифицирован только в декабре прошлого года (уже выпущено 608 единиц). Предприятие планирует ежегодно производить 1,8 тыс. комплектов систем дискового тормоза для гарантийного и сервисного обслуживания уже эксплуатируемых электропоездов «Ласточка», а также для перспективного электропоезда ЭС104, который придет ей на смену.

Рендер проекта электропоезда ЭС104. Источник: Уральские локомотивы

В свою очередь тормозной диск для электропоезда ЭГЭ2Тв был сертифицирован в декабре 2022 года (сам поезд с вагонами в двухдверном исполнении — в июне-2022). Планируемый объем выпуска систем дискового тормоза для электропоездов ЭГЭ2Тв — 2,1 тыс. систем в год. Как отмечают на «Транспневматике», суммарно двух модификаций дисков (для ЭС2Г и ЭГЭ2Тв) уже было выпущено 4,8 тыс. единиц.

Электропоезд ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0» Электропоезд ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0». Источник: Дептранс Москвы

Дальнейшие перспективы

Как заявляет Владимир Батенков, во втором квартале этого года «Транспневматика» планирует запустить серийное производство систем дискового тормоза для одноэтажных и двухэтажных пассажирских вагонов локомотивной тяги. Инвестиции в освоение производства составят 281 млн руб., в том числе 218,2 млн руб. будет предоставлено ФРП в рамках программы «Комплектующие изделия». По информации директора по развитию «Транспневматики» Николая Шарина, недавно как раз закончились сертификационные испытания тормозного блока для вагонов проекта «2018». При этом первый сертификат на тормозной осевой диск для данного подвижного состава был получен еще в ноябре 2016 года. Системы будут поставляться как для новых вагонов производителя — Тверского вагоностроительного завода (входит в ТМХ), так и перевозчика — «Федеральной пассажирской компании» (входит в РЖД) для сервисного обслуживания. Мощность производства составит 1,4 тыс. тормозных блоков и 3,8 тыс. осевых тормозных дисков в год, что должно позволить оснащать системами дискового тормоза до 175 вагонов в год.

Николай Шарин также сообщил, что сейчас «Транспневматика» прорабатывает еще ряд новых проектов. Так, по запросу департамента технической политики РЖД и «Инжинирингового центра железнодорожного транспорта» ведется работа над системой дискового тормоза для первого российского высокоскоростного поезда, который планируется представить в 2027 году. Также завод готов поставлять дисковый тормоз для эксплуатирующихся высокоскоростных поездов ЭВС1 «Сапсан» (Velaro Rus). Однако пока не получал соответствующего запроса от «ВСМ-Сервис», выполняющей их техническое обслуживание после ухода Siemens из России. В то же время «Транспневматика» изготовила первую опытную партию пневморукавов для ЭВС1. Кроме того, в ноябре предприятие планирует поставить первые 32 тормозных блока для восьми вагонов метро «Москва-2020». Как отметил Николай Шарин, они не подлежат обязательной сертификации.

Вариант внешнего облика высокоскоростного поезда, победивший в проводившемся осенью 2022 года опросе РЖД Вариант внешнего облика высокоскоростного поезда, победивший в опросе РЖД

На фоне ухода немецкой Knorr-Bremse из России компетенции по выпуску тормозного оборудования развивает также другой крупный игрок рынка комплектующих для подвижного состава — ГК «Ключевые системы и компоненты» (ГК КСК). В российский компонентный холдинг уже перешла управленческая команда из железнодорожной «дочки» Knorr-Bremse в России, на первом этапе будет осваиваться ремонт блоков колодочных тормозов, а выпуск собственных запланирован на август-сентябрь 2024 года.