Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie в соответствии с нашей политикой их использования. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках вашего браузера.

6+

6+

Топ-10 итогов 2023 года для рынка подвижного состава России: взгляд ROLLINGSTOCK

25 декабря 2023
Время чтения ~ 19 мин
Возможный дизайн спальных мест в вагонах Vande Bharat
Возможный дизайн спальных мест в вагонах Vande Bharat. Источник: Ashwini Vaishnaw/X
Белов Сергей, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency
Время чтения ~ 19 мин
Поликарпов Александр, управляющий партнер по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency
Столчнев Алексей, руководитель российских редакционных проектов, ROLLINGSTOCK Agency
Савенкова Екатерина, редактор международных проектов, ROLLINGSTOCK Agency
Кречетов Дмитрий, приглашенный автор

Россия: Команда ROLLINGSTOCK представляет свое мнение о наиболее значимых событиях и трендах, которые произошли на российском рынке рельсовой техники в 2023 году.


1. Победа «Трансмашхолдинга» в крупнейшем мировом тендере на электропоезда в Индии

О том, что «Трансмашхолдинг» (ТМХ) участвует в одном из крупнейших конкурсов в мире – на поставку и обслуживание суммарно 200 электропоездов Vande Bharat со спальными вагонами для национального перевозчика Indian Railways – стало известно в конце 2022 года. Позднее, весной-2023, Indian Railways сообщила, что российский производитель вместе с индийским партнером Rail Vikas Nigam предложили наименьшую цену за выполнение заказа по основному лоту из 120 поездов (1920 вагонов), обойдя таким образом заявки от местных производителей, а также Siemens Mobility, Alstom и Stadler. Контракт с российско-индийским СП Kinet Railway Solutions был подписан в сентябре. «Никакие санкции какой-либо третьей страны не повлияют на реализацию проекта Vande Bharat в Индии», — заявили в Kinet Railway Solutions в комментарии изданию Economic Times.

Первые прототипы поездов ожидаются до конца 2025 года. По данным ТМХ, общая стоимость сделки на поставку и 35-летнее обслуживание поездов с учетом заложенной индексации потенциально составит $6,5 млрд. Как указывал управляющий партнер по аналитическому направлению ROLLINGSTOCK Agency Александр Поликарпов, данный индийский заказ сопоставим с общим объемом производства моторвагонного подвижного состава в России за 2 года. Реализация контракта станет мощным драйвером как для расширения присутствия ТМХ на бурно развивающемся индийском рынке, так и для выхода на него других российских производителей рельсовой техники и компонентной базы.

Электропоезда ЭС104 и ЭГЭ2Тв Электропоезда ЭС104 и ЭГЭ2Тв. Источник: СТМ, Алексей Столчнев/ROLLINGSTOCK Agency

2. Российские электропоезда для скорости 160 км/ч – ЭС104 и ЭГЭ2Тв

В январе 2023 года курировавший тогда пассажирский комплекс замгендиректора РЖД Дмитрий Пегов в интервью для сайта «Объединения производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ) анонсировал, что на 2023 год запланирована сертификация нового поезда ЭС104 от «Синара – Транспортные Машины» (СТМ), который станет заменой закупаемых ранее национальным перевозчиком машинам ЭС2Г «Ласточка». Контракт на первые 22 поезда (110 вагонов) новой модели был подписан в апреле, а натурный образец 5-вагонного состава показан в рамках выставки «Иннопром» в июле. Основным отличием ЭС104 от предыдущей модели, производившейся в партнерстве с Siemens Mobility, стало изменение расположения тягового оборудования на вагонах. В конце ноября поезд ЭС104 прошел сертификацию и завод-изготовитель «Уральские локомотивы» (входит в СТМ) начал передачу подвижного состава в адрес РЖД. Как сообщают в Группе Синара, локализация производства поездов составляет почти 99%.

В свою очередь базовая модель электропоездов ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0» от ТМХ прошла сертификацию еще летом прошлого года. В апреле выпущенные в 2022 году «Иволги» начали эксплуатироваться в городской железнодорожной системе Москвы – на Московских центральных диаметрах. Летом находящийся в Новочеркасске «ТМХ-Электротех» сертифицировал асинхронные двигатели ДТА-380, производство которых изначально планировалось на Рижском электромашиностроительном заводе. После этого продолжилась передача поездов заказчику – Московскому метрополитену (он затем передает их в эксплуатацию ЦППК). Также в августе ТМХ в рамках салона «PRO//Движение.Экспо» представил модификацию «Иволга 4.0» с трехдверным исполнением промежуточных вагонов, она была сертифицирована в конце года. Машиностроитель заявляет, что что 98% комплектующих нового электропоезда производятся в России на более чем 600 предприятиях.

Читайте также:

Электропоезд ЭС104 сертифицирован к серийному выпуску

Электропоезд ЭГЭ2Тв «Иволга 4.0» допущен к эксплуатации и серийному выпуску


Пульт дистанционного управления электропоездами «Ласточка» на МЦК во время испытаний Пульт дистанционного управления электропоездами «Ласточка» на МЦК во время испытаний. Источник: РЖД/Telegram

3. Испытания дистанционного управления поездами на МЦК

В конце марта 2023 года впервые в мировой практике два поезда, дистанционно управляемые машинистом-оператором, двигались в общем потоке. Такие испытания провели РЖД на Московоском центральном кольце (МЦК), являющемся частью городской железнодорожной системы столицы. Машинист-оператор, находившийся в центре управления в Андроновке, поочередно удаленно управлял поездами ЭС2Г-113 (установлена автоматика уровня УА3) и ЭС2Г-136 (УА3+) через цифровой радиоканал 4G.

Автоматизация движения на МЦК прорабатывается силами НИИАС с 2017 года. Цель – сократить интервалы движения между поездами до 3 минут. Сейчас идет подготовка к запуску поезда с полностью беспилотным уровнем автоматизации УА4, он запланирован летом 2024 года. В РЖД заявляют, что на максимальном уровне автоматизации один машинист-оператор может дистанционно управлять 4 поездами. Появление подвижного состава, оснащенного соответствующими технологиями, ожидалось изначально в 2022 году, но было перенесено, так как производителю – СТМ – потребовалось время на разработку и постановку в производство новых поездов ЭС104. Возможность применения высокого уровень автоматизации управления также закладывается в проект российского высокоскоростного поезда.

Читайте также:

Развитие беспилотного железнодорожного транспорта в России

Беспилотные технологии на железной дороге: текущий статус


В цехах ЗСК «Кубань» В цехах ЗСК «Кубань». Источник: Александра Ковязина/news-armavir

4. Возрождение грузового вагоностроения в Армавире, Стаханове и Новозыбкове

На трех площадках, где ранее производили грузовые вагоны, на разных этапах реализации находятся планы по освоению выпуска грузового подвижного состава. Так, Завод стальных конструкций (ЗСК) «Кубань» начал работать на базе обанкротившегося несколько лет назад Армавирского машиностроительного завода еще в 2022 году. В апреле этого года предприятие завершило предварительные работы и сертифицировало крытые вагоны модели 11-9586, приступив в дальнейшем к их серийному производству для России и на экспорт в Казахстан. В 2024 году завод планирует произвести уже 1200 вагонов, ведется проектирование вагона повышенной грузоподъемности.

О проекте возобновления производства грузовых вагонов в Луганской народной республике на Стахановском вагоностроительном заводе (СВЗ) было объявлено еще весной-2022, поддержку предприятию в этом оказывает один из крупнейших вагоностроителей – «Уралвагонзавод». В начале 2023 года была завершена работа по получению клеймения для проведения всех видов ремонта грузовых вагонов. Позднее завод возобновил действие сертификатов на серийный выпуск хопперов и полувагонов, также ему был одобрен выпуск 1200 универсальных платформ разработки УВЗ. Производство вагонов на СВЗ было остановлено в 2014 году: тогда завод заявлял, что его мощности позволяют выпускать до 10 тыс. вагонов в год.

Подготовка к запуску в 2024 году серийного производства грузовых вагонов ведется и на заводе «НовоТехРейл». Он начал работу в 2022 году на базе обанкротившегося несколько лет назад Новозыбковского машиностроительного завода, который выпускал грузовые вагоны в 2010-е. Сейчас на предприятии работает линия по изготовлению чистовых осей, а также ведется постановка на производство трех моделей вагонов – полувагонов, цистерн и крытых вагонов.

Изучите также:

Грузовое вагоностроение России: результаты 2022 года и перспективы на 2023 год

Рынок ремонта грузовых вагонов России 2022-2023


Тележка модели 18-9891 от «РМ Рейл» Тележка модели 18-9891 от «РМ Рейл». Источник: РМ Рейл

5. Сертификация собственной тележки 25 тс от «РМ Рейл»

С 2023 года собственные модели тележек для грузовых вагонов с данной осевой нагрузкой производят 3 компании: к давно освоившим такие тележки УВЗ и «Объединенной вагонной компании» (ОВК) присоединилась «РМ Рейл» (интеллектуальными правами на еще одну серийно выпускаемую тележку 25 тс – 18-9800 – обладают РЖД). В марте входящий в «РМ Рейл» завод «Рузхиммаш» получил сертификат на серийный выпуск тележки 18-9891. Партнер вагоностроителя по ее созданию ПГУПС до этого сообщил, что одобрен выпуск установочной серии в 8 тыс. вагонокомплектов (16 тыс. тележек). В самой «РМ Рейл» указывают, что особенностью ее трехэлементной тележки является применение резинометаллической упругой скобы между адаптером колесной пары и боковой рамой.

Первым вагоном, на котором применяется тележка 18-9891, стал хоппер с алюминиевым кузовом 19-1299, сертифицированный в этом году. Позднее к серийному выпуску с такой тележкой был допущен хоппер-минераловоз 19-1273 и цистерна для химических грузов 15-1232-05. Также с данной тележкой в ходе салона «PRO//Движение.Экспо» вагоностроитель продемонстрировал изотермический вагон 16-1239 и хоппер-зерновоз 19-1298. «В среднесрочной перспективе ожидаем, что доля вагонов 25 тс в нашей реализации будет достигать до 40%, однако это зависит от структуры спроса и потребностей клиентов», — указывал в августе в интервью ROLLINGSTOCK гендиректор «РМ Рейл» Максим Тевс.

Читайте также:

Максим Тевс: «Мы будем расширять линейку уникальных вагонов»


Головной вагон поезда метро «Москва-2024» Головной вагон поезда метро «Москва-2024». Источник: mos.ru

6. Рост объемов производства подвижного состава

Колоссальное санкционное давление и необходимость перестройки кооперационных связей не вызвали кризиса в железнодорожном машиностроении России. «Это уже не мои ощущения, а факт — отрасль выстояла. Сегодня во всех сегментах подвижного состава, которые производились и производятся, найдены необходимые поставщики комплектующих», — говорил Кирилл Липа, гендиректор ТМХ, летом в интервью ROLLINGSTOCK. По его же словам, мощности машиностроителя сегодня работают на пределе загрузки.

В 2023 году наблюдается положительная динамика производства во всех сегментах рынка. Растет выпуск локомотивов, вагонов метро, восстановилось производство грузовых вагонов. По данным ОПЖТ, значительно увеличились поставки на сеть новых пассажирских вагонов локомотивной тяги, растет производство и моторвагонного подвижного состава. На фоне роста заказов от разных городов страны, отмеченного ROLLINGSTOCK еще в 2022 году, сохраняется высокая динамика производства трамваев.

В то же время в 2023 году Правительство России актуализировало целевые ориентиры: государство ждет сохранения тренда на рост производства подвижного состава. В самой отрасли продолжают идти интенсивные процессы импортозамещения компонентной базы, поддерживаемые РЖД и государством.

Читайте также:

Кирилл Липа: «Отрасль выстояла»

Тарас Спивак: «В 2022 году ГК КСК запустила беспрецедентное количество новых продуктов»

Железнодорожный транспорт: результаты импортозамещения 2022-2023


Контактно-аккумуляторный локомотив ЭМКА2 на выставке «PRO//Движение.Экспо» в 2023 году Контактно-аккумуляторный локомотив ЭМКА2 на выставке «PRO//Движение.Экспо» в 2023 году. Источник: Southwest rail/Railgallery

7. Выпуск первых контактно-аккумуляторных локомотивов ЭМКА2

Как указывают в ТМХ, ЭМКА2 является первым контактно-аккумуляторным маневровым локомотивом, созданным в современной истории железнодорожного машиностроения России. Разработка машины велась несколько лет, первый образец был выпущен в начале 2023 года, второй локомотив стал одной из премьер салона «PRO//Движение.Экспо». Ввиду отсутствия выбросов в атмосферу ЭМКА2 планируется применять для выполнения маневровых работ в больших депо и на пассажирских вокзалах.

Локомотив ЭМКА2 во многом унифицирован с тепловозом ТЭМ23, который начал в этом году передаваться в опытную эксплуатацию потенциальным заказчикам. Опытные образцы литий-ионных накопителей для локомотива были разработаны в группе «ТехноСпарк». Запас автономного хода на аккумуляторах с поездом массой 2000 т заявляется на уровне до 14 км, с составом из 20 двухэтажных пассажирских вагонов – до 20 км, без вагонов – до 100 км на скорости 65 км/ч. В течение 6 лет после приемки первой машины в распоряжение РЖД планируется передать 131 такой локомотив.

Читайте также:

На замену дизелю: современные предложения производителей


Трехсекционный низкопольный трамвай модели 71-431Р «Достоевский»Ретротрамвай 71-431Р «Достоевский» для Санкт-Петербурга на заводе «Уралтрансмаш». Источник: Ростех

8. Включение производителей подвижного состава в санкционные списки

До 2022 года из российских производителей подвижного состава в санкционных списках западных стран находился только УВЗ, который в значительной степени связан с оборонно-промышленным комплексом, выпуская бронетанковую технику. Однако в 2023 году прямое санкционное давление на предприятия отрасли было расширено. В мае в санкционные списки США были включены заводы «Уралтрансмаш» и «Метровагонмаш» (входит в ТМХ). Введение рестрикций против первого было ожидаемо, так как производство трамваев не является основным и «Уралтрансмаш» в первую очередь является оборонным предприятием. В то же время «Метровагонмаш» стал первым российским заводом, занятым исключительно в производстве подвижного состава (поезда метро, рельсовые автобусы) и соответствующих комплектующих, который попал в подобные списки на уровне США, ЕС или Великобритании.

Позднее, в сентябре-2023, в санкционный список Минфина США были добавлены головная компания ТМХ, Тихорецкий машиностроительный завод (ТМЗ) и выпускающий единичные экземпляры маневровых локомотив «Муромтепловоз». Примечательно, что относительно ТМЗ американское ведомство мотивировало введение рестрикций тем, что завод просто является «одним из ведущих предприятий России по производству железнодорожной техники». Ближе к концу года санкции были введены также против «Твемы», поставляющей оборудование и подвижной состав для диагностики инфраструктуры. Дополнительно под санкции попал ряд производителей комплектующих.

ТМХ ведет работы над исключением головной структуры и «Метровагонмаша» из санкционных списков. В то же время такие условия усложняют работу не только самому производителю, но и его заказчикам. Так, Грузия была вынуждена отказаться от закупок российских поездов метро для Тбилиси и получила альтернативные предложения, которые на 30-35% выше по цене. В свою очередь в Болгарии также потребовалось искать нового поставщика поездов для метро Софии на замену «Метровагонмашу»: в результате был заключен контракт со Skoda Group, не имеющей существенного опыта в метровагоностроении.


Тихвинский вагоностроительный завод Тихвинский вагоностроительный завод. Источник: ОВК

9. Продажа «Объединенной вагонной компании» новому владельцу

Ожидавшаяся несколько лет продажа крупнейшего производителя грузовых вагонов в России была официально подтверждена осенью 2023 года одним из основных его акционеров – банком непрофильных активов «Траст». В течение года в ОВК шла реорганизация, включившая объединение основных производств и вспомогательных компаний. Также за год была проведена  дополнительная эмиссия акций, что, по словам предправления «Траста» Александра Соколова, позволило сократить долговую нагрузку до «приемлемого» уровня. Он же в декабре в интервью РБК сообщил, что сделка по продаже ОВК закрыта: покупателя заявляют как профильного инвестора, но не раскрывают, аргументируя важностью сделки для государственных интересов.

В 2023 году ОВК в ходе салона «PRO//Движение.Экспо» представила 4 новых модели грузовых вагонов: полувагон модели 12-6744, сочлененную фитинговую платформу модели 13-6741, хоппер-минераловоз модели 19-9591 и специализированную платформу модели 13-6747 для длинномерного проката. Также вагоностроитель заявлял, что по итогам 2023 года планирует произвести и реализовать почти 17 тыс. вагонов – это выше производственного результата 2020-2021 годов.

Читайте также:

История создания тележки 18-9855 с осевой нагрузкой 25 тс

Тихвинские вагоностроительные 10 лет: подтверждая отраслевое лидерство


Чертеж восьмиосного полувагона из патента УВЗ, 2023 год Чертеж восьмиосного полувагона из патента УВЗ, 2023 год. Источник: ФИПС

10. Интерес РЖД к возобновлению эксплуатации восьмиосных грузовых вагонов

Свое предложение о запуске на сеть восьмиосных полувагонов РЖД публично озвучили в конце 2022 года. По мнению перевозчика, внедрение такого подвижного состава даст прирост провозной способности более чем на 30% в год и будет способствовать вывозу угля на востоке России. Позднее, в июне, первый замгендиректора РЖД Сергей Кобзев сообщил, что к концу 2023 года также планируется выпуск опытной партии сцепных восьмиосных цистерн. В свою очередь глава «Федеральной грузовой компании» (ФГК) Виктор Воронович заявил, что оператор планирует приобрести в 2024-2026 годах до 10 тыс. цистерн с восьмиосным исполнением.

Идея восьмиосных грузовых вагонов не нова: такие вагоны выпускались 1960-1980-е годы, преимущественно УВЗ и вагоностроительными заводами Украины. В рамках нового витка интереса к такому подвижному составу УВЗ в 2023 году получил патент на восьмиосный полувагон. В свою очередь ФГК и «РМ Рейл» в ходе салона «PRO//Движение.Экспо» представили  концепт восьмиосной сцепной цистерны 15-1271 с осевой нагрузкой 25 тс. В декабре РЖД сообщили о завершении ее предварительных испытаний и планах отправки на полигон Северо-Кавказской железной дороги для проведения дальнейших работ по сертификации нового вагона.

Читайте также:

РЖД предлагают внедрить восьмиосные полувагоны для увеличения вывоза угля


Другие события и тренды

В шорт-лист команды ROLLINGSTOCK входил еще ряд событий, которые не прошли в топ-10 по результатам голосования. Так, были также выделены:

— Начало опытной эксплуатации фитинговых платформ со скоростью 140 км/ч

— Нивелирование проблемы дефицита кассетных подшипников для грузовых вагонов

— Проработка долгосрочных контрактов на подвижной состав

— Расширение импорта китайских колес в Россию

— Открытие Балтийского вагоноремонтного завода «Новотранса»

— Выпуск «Уралтрансмашем» ретротрамваев для Санкт-Петербурга

— Переход активов Knorr-Bremse в России к ГК КСК

— Значительные суммарные иски к Siemens за односторонний разрыв контрактов с РЖД

— Анонс планов внедрения беспилотных трамваев в Санкт-Петербурге

Справочно: Рынок подвижного состава России: топ-10 итогов 2022 года


Про ROLLINGSTOCK Agency

За второй год работы агентством было выпущено 4 аналитические работы и инфографическая карта железнодорожного машиностроения России, подготовлено более 850 материалов о новостях рынков рельсовой техники в более чем 70 странах мира. Сайты ROLLINGSTOCK в среднем посещает 13500 уникальных пользователей в месяц, аудитория русскоязычного Telegram-канала ROLLINGSTOCK превышает 5300 подписчиков,  англоязычной страницы LinkedIn — 19500 подписчиков (в топ-5 по этому показателю среди международных железнодорожных СМИ).

Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK